Глава 16.
И еще немного о школьной жизни…
Уроки физкультуры. Кому-то нравились, кому-то не очень, кто-то старался избегать под любым предлогом. Физкультуру в младших классах у нас вела Журавлева Нина Федоровна. Зимой бегали, прыгали, играли в мяч в спортзале, что-то вроде футбола, потом через сетку – пионербол. Суть игры, как в волейбол, только мяч нужно было не отбивать, а поймать и перебросить через сетку на противоположную сторону площадки. На лыжах по лыжне ходили, с горок катались. Лыж еще тогда на ботинках почти не было – ноги в валенки, валенки в крепления, палки бамбуковые в руки – и вперед…
В старших классах физкультура стала посложнее. Обычно урок начинался с разминки – бег в спортзале по кругу, если на улице, то вокруг школы или кросс по деревне, различные упражнения – приседания, ходьба «гусиным шагом» и т.д. В спортзале занимались на брусьях, турнике, прыгали через «козла», «коня». На брусьях были сложные упражнения – вис, отжимания, стойка на локтях и на руках, соскок; на турнике – подтягивания, подъем переворотом, «солнышко», которое не каждому под силу было исполнить. Играли в волейбол, но чаще в баскетбол, а также в ручной мяч. Играли даже в городки. Занимались с гантелями, гирями, с мячами, набитыми песком – силовая подготовка. Зимой на лыжах постоянно бег по лыжне на 3-5 километров на время или просто так, катались с гор, играли в хоккей. В школе уже выдавали ученикам лыжи на ботинках, кто не мог приобрести самостоятельно…
Сдавали нормы ГТО на школьной спортплощадке – бег на 60 и 100 метров, прыжки в длину, метание гранаты, подтягивание на турнике, а также в спортзале прыжки в высоту, отжимания. И на каждую дисциплину были свои требования, которые нужно было выполнить, чтобы получить золотой или серебряный значок.
Вообщем, на уроках физкультуры было никогда не скучно. Юр Саныч, иногда строго, иногда с шутками, создавал непринужденную атмосферу, и урок пролетал незаметно…
Уроки труда в школьной мастерской вел также Юр Саныч – пилили, строгали, колотили, что-то клеили, мастерили, точили на станках всевозможные поделки из дерева или металла. Делали табуретки, скворечники, указки, ручки дверные деревянные. На школьном дворе занимались благоустройством – ремонтировали заборы, мостки, зимой расчищали каток после сильных снегопадов, чтоб потом играть в хоккей. У девчонок были свои уроки – они что-то шили-вышивали…
Как не вспомнить уроки пения. Вела их у нас Нина Федоровна. Пели хором, пели сольно, разучивали песни пионерские, патриотические, новогодние… да к каждому празднику были свои песни. Учились петь по нотам, учились писать в тетрадку эти ноты и скрипичные ключи, диезы и бемоли.
А еще мне нравилась география. Но до географии в младших классах был предмет природоведение – изучали природу родного края, вели дневники погоды, собирали гербарии, разных жуков-мотыльков, ходили с учительницей в походы-экскурсии по окрестностям Пакшеньги…
Материки, страны, моря-океаны, горы, города – сидишь с атласом вечерами, ищешь, изучаешь, представляешь жизнь людей где-то далеко-далеко от нас, рисуешь, обводишь на контурных картах эти самые страны и материки…
Алгебру, геометрию, химию я не любил, а вот на уроках физики с Олегом Викторовичем было интересно – разные джоули, ньютоны, закон Ома, сила трения, сила тяжести и прочие силы, явления, формулы, таблицы – и как это все в голове укладывалось? Формулы туго запоминались, хотя задачки было решать иногда интересно. А уж на лабораторных работах в классе стоял шум-гам, особенно нравились опыты с электричеством – собирали электрические цепи, измеряли напряжение, сопротивление, силу тока, лампочки подсоединяли разные, реостаты…
А школьные тетради с обязательными тогда промокашками, из которых получались отличные самолетики, а также пульки, которыми стреляли из резинки, привязанной к указательному и безымянному пальцам – чем не рогатка? Или оторвешь кусочек промокашки зубами, скатаешь шарик во рту и из бумажной трубочки, сделанной из той же промокашки, с задней парты кому-нибудь по затылку или просто пуляешь в классную доску…
На последней обложке тетради в клетку таблица умножения, если подзабыл что-то – всегда под рукой. А на последней обложке тетради в линейку клятва пионера: « Я, такой-то, вступая в ряды пионеров, торжественно обещаю…».
Раз уж речь зашла о пионерии…. «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза, будь готов!» – «Всегда готов!»…
А ведь хотеть стать пионером и быть им не одно и то же оказывается. Торжественная линейка по случаю приема в пионеры обычно проходила в спортивном зале 19 мая – в День пионерской организации. Все действо проходило под грохот пионерских барабанов, звуки горна, с вымпелами и знаменами. Вначале внос знамени пионерской организации школы имени Зои Космодемьянской – Героя Советского Союза. Потом пионервожатая зачитывает клятву пионера, а все, кто готовится стать пионером, повторяют за ней. А ведь заставляли учить эту клятву, чтоб отскакивало, как от стенки горох, только зачем, все равно ведь не пришлось самостоятельно читать. А сколько времени тренировался я, чтоб правильно узел на галстуке соорудить, но так и не научился толком его завязывать. После торжественной клятвы повязывание красных галстуков, вручение пионерских значков, и вот – я пионер… Гордости-то было…
Но очень скоро многим этот галстук носить надоело. Каждый день утром погладить, повязать, да еще и стирать приходилось, т.к. очень часто уж он становился грязным. Поэтому утром просто засунешь галстук в карман или портфель – и в школу. А там уж Ангелина Викторовна зорко следит за недобросовестными пионерами – почему без галстука? Достанешь галстук из кармана – почему грязный, почему мятый? Поругает, прочитает лекцию, а что взять с ученика, не заставишь же его надеть такой галстук. Мы умудрялись что-то на галстуках даже рисовать, за что удостаивались приглашения «на ковер» к директору, нам писали в дневниках замечания, у кого-то вызывали родителей в школу. Некоторых даже исключали из пионеров, и они гордились – галстук теперь не надо носить было…
Да дело даже и не в галстуке вовсе, а в делах, учебе. Те ребята, которые не хотели носить галстук и не очень уж рвались в пионеры, на сенокосе, на прополке, на заготовке льна и прочих работах трудились очень даже лучше многих порядочных пионеров…