Валентин Евгеньевич Горбунов. ВОСПОМИНАНИЯ. БЫЛОЕ.

    Содержание материала

    Рассказ. Цыгане.

     

    Как известно, цыгане – люди кочевые. Может, где-то они и кочуют по просторам нашей необъятной родины и в других странах, соблюдая свою давнюю традицию, но в нашем Вельском районе они стали осёдлыми – живут на одном месте около города. Большинство из них, в частности мужчины, занимаются общественным трудом, зарабатывая на своё существование и содержание семьи. Но, как говорится – в семье не без урода, и некоторые молодые цыгане промышляют воровством – крадут лошадей, крупный рогатый скот и даже овец. Год назад из хлева Валерия Михайловича, что живёт один в деревне Гора, утащили ночью зимой овцу, барана и даже ягнят. И так искусно это сделали, что милиция не нашла воров до сих пор – не очень, видимо и старались. Следы по снегу от хлева справили до дороги, где, видимо, стояла машина «Жигули», а дальше – «ищи ветра в поле»…

    А не так давно в газете «правда Севера» была заметка, что поймали одного молодого цыгана с поличным, который продавал украденную лошадь. Ранее этот цыган числился у милиции в розыске.

    Я немного поведаю о тех цыганах, которые несколько лет подряд приезжали в Пакшеньгу и останавливались в нашей деревне. Это была семья, в которой глава семейства был пожилой цыган  Николай, его жена Тамара, их дочь Светлана с мужем Сергеем, вторая дочь Сильва, которой было 13-14 лет и внук – сын старшей дочери. Три года подряд это семейство летом останавливалось на постой в нашей деревне. Первые два года, пока у деревни стояло два гумна, то они разбивали свой табор около них. Лошадей, а их было две, днём от жары заводили в одно гумно, а сами квартировались и спали в другом.  Потом, когда гумен не стало, они стали ставить свой шатёр у меня за огородом на лужайке.

    Хотя и считаются они осёдлыми, но у цыган в крови – покочевать, попопрошайничать, погадать, т.е. поцыганить. Обычно эта семья за месяц с Вельска через Пакшеньгу и Шокшу кочевали до Няндомы и обратно, делая остановки на два-три дня в деревнях. Во время этих остановок мужики-цыгане кормили лошадей, ставили шатёр, ремонтировали повозки, а женщины, кроме одной, что готовила еду на костре, ходили по деревням – гадали и попрошайничали. Этим и зарабатывали себе на пропитание. Обычно гадала пожилая цыганка Тамара, а её две дочери попрошайничали. Малый внук сидел около костра и наблюдал, как варится обед.

    Ко мне они часто заходили. Цыгане носили воду лошадям, а цыганки клянчили – то хлеба выпросят, то картошки, то яиц и т.д. Я, конечно, им всё давал, что у меня было. Даже рукомойник с улицы им отдал, косу, скамеечку для внука. Истопил им баню, и они все помылись – вшей не обнаружил…

    Цыганка Тамара гадала мне и предсказывала будущую судьбу, но, почти, ничего не сбылось, разве, что стала меньше болеть голова – меньше стал переживать о бывшей семейной трагедии. За это я продал им за небольшую цену барана.

    В одной из таких поездок у них поломались дроги, и пришлось мне им помогать -  пришлось полностью менять передний брус.  Вытесал и острогал я новый брус, просверлил все отверстия под болты и шкворень. Дал им гаечные ключи для ремонта. Остальное они сами всё сделали. Когда я спросил у них: «Как получилось, что брус раскололо?», они ответили: «Заехали в лес от города, лошадь ужалил шмель, и она как шальная рванулась в сторону через канаву – брус и лопнул». Когда всё было сделано,  Серёга принёс мне ключи и сказал, чтобы я пришёл к ним на ужин. Они хотели угостить меня водкой. Я отказался и не пошёл. На следующий день  цыгане уехали.

    В следующий раз при очередной их поездке у повозки спустило колесо. К тому времени они приобрели повозку на резиновом ходу, а до этого ездили на телеге с деревянными колёсами.  Принесли  проколотую камеру, и пришлось мне её клеить. Серёги в этот раз не было, а приносил сын Николая (имя забыл).

    - Где Серёга? – спросил я.

    - Серёгу посадили – ответил он.

    - За что?

    - А он украл нетель в одном колхозе, вот и дали три года.

    Прошло с тех пор уже четыре года, и я больше не встречал тех цыган, что останавливались в нашей деревне. Но часто появляются теперь цыгане на «Жигулях». Видимо, сменили лошадей на машины и ездят по деревням – торгуют куртками и другим барахлом, которое мало кто покупает у них. А попрошайничать стали меньше…

    Декабрь 2004 год.

    Please publish modules in offcanvas position.