Информация
министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области на вопросы по обращению с ТКО
(какие и кем вопросы были заданы и полученные ответы)
«Северодвинск»:
с учетом требований законодательства, по 19 критериям. Таких участков в районе Архангельской агломерации нет, кроме предлагаемого.
Выбранный участок соответствует всем критериям, предъявляемым для строительства данных объектов, ключевыми критериями при поиске земельного участка стали:
- отсутствие вокруг границ земельного участка в зоне радиусом 1 ООО метров населенных пунктов (до границ жилой застройки более 1 ООО метров);
- отсутствие вокруг границ земельного участка в зоне радиусом 1 ООО метров открытых водных объектов и зон санитарной охраны водных объектов, использующихся для хозяйственно - питьевого водоснабжения;
- отсутствие в радиусе 15 км от границ земельного участка аэродрома;
- наличие автомобильной дороги, что позволяет .существенно снизить нагрузку по плате населения за обращение с отходами;
- категория земель предполагаемого участка - земли промышленности, освобождён от прав третьих лиц и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и отвечает всем требованиям законодательства, предъявляемым к размещению полигонов.
В настоящее время таких нет, но поиск альтернативных участков продолжается.
планируемого мусороперерабатывающего комплекса (экотехнопарка) составляет 400 тыс. тонн отходов в год.
Полигон — это инженерное сооружение, которое создается для минимизации
воздействия отходов на окружающую среду. А у нас, по сути, везде были свалки. Большие или маленькие, но свалки. Разница между свалкой и полигоном заключается в том, что полигон обязательно снабжен противофильтрационным экраном, дренажной системой для перехвата фильтрата, очистными сооружениями, системой сбора и утилизации биогаза, сформированными безопасными откосы. А свалка — пришел человек в карьер, поставил бульдозер, и поехали мусоровозы. Проектная документация таких объектов в обязательном порядке проходит экологическую экспертизу и Главгосэкспертизу.
Для того, чтобы построить мусороперерабатывающий завод, который не будет причинять ущерба окружающей природе, требуются высокие, а, значит, недешевые технологии, в которые не очень то хотят вкладываться предприниматели. Прежде всего экономически нецелесообразно, возрастают существенно затраты, которые отразятся на тарифе. --------¬
Строительство полигона на болотистой местности запрещено. По имеющимся данным предполагаемый участок не находится в болотистой местности.
Геологические изыскания проводятся в соответствии с техническими регламентами, предусматривающими все условия.
Да, раздельный сбор отходов предусмотрен, но внедрение его на территории Архангельской области будет поэтапным. Для этого постановлением минлеспрома АО от 27 декабря 2017 г. № 39п утвержден порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Архангельской области. В соответствии с порядком установлено, что раздельное накопление твердых коммунальных отходов вводится на территории Архангельской области в соответствии со сроками, установленными территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Организация раздельного накопления ТКО обеспечивается региональным оператором с участием органов местного самоуправления Архангельской области поэтапно.
Организация раздельного накопления ТКО в зависимости от объемов образуемых отходов (вторичного сырья) и плотности застройки населенных пунктов может осуществляться следующими способами:
1) установка специальных контейнеров для раздельного накопления отдельных видов ТКО;
2) создание пунктов приема вторичного сырья или организация площадок раздельного накопления ТКО;
3) организация передвижных (мобильных) пунктов накопления вторичного
сырья.
До начала организации раздельного сбора ТКО необходимо построить предусмотренные терсхемой объекты обращения отходов, приобретение и размещение специальных контейнеров и мусоровозов.
Мусороперерабатывающие комплексы относятся к первой категории объектов, надзор за которыми осуществляется Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в рамках федерального экологического надзора.
Дороги будут функционировать в штатном режиме. Участок дороги, примыкающий к планируемому объекту, будет реконструирован.
Нет не будет. Предлагаемый к строительству объект ориентирован исключительно на объемы ТКО г. Северодвинска, Новодвинска, Архангельска, Приморского района и не предполагает прием отходов из других регионов.
В этом легко убедиться сравнив проектируемую мощность объекта (до 400 тыс. тн/год) с расчетным количеством ТКО вышеуказанных территорий (более 300 тыс.тн/год).
Состав объекта - сортировочный комплекс, полигон ТКО и промышленных отходов, установки по обезвреживанию, площадка биокомпостирования.
Свалка будет рекультивирована. В рамках рекультивации будут выполнены следующие виды работ: формирование тела полигона, укладка гидроизоляционных материалов, отсыпка рекультивационным слоем (суглинком) и посев травы, гидроизоляция основания полигона, монтирование системы дренажа фильтрата, оборудование подпорной стенки по периметру полигона, установка системы пассивного газоудаления, устройство эксплуатационных проездов и другие сопутствующие работы. Земельный участок возможно в дальнейшем использовать под рекреационные и иные цели не связанные с капитальным строительством.
Согласно территориальной схеме свалка подлежит рекультивации. Это
свалка, а не инженерное сооружение, не соответствует требованиям, оказывает значительное воздействие на окружающую среду. При закрытии свалки в 2020 году возможно привлечь федеральное софинансирование в рамках национального приоритетного проекта «Экология».
До 40 % от поступающего объема отходов в экотехнопарк.
В соответствии с новыми требованиями - 25 лет.
Стоимость услуг по транспортированию ТКО устанавливается по итогам торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, в соответствии с постановлением Правительства 1’Ф от 03.11.2016 А» 1133.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован ст. 5! Градостроительного кодекса РФ. В частности, частью 4 статьи 51 регламентировано, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), в отношении данных объектов разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
«ГОРОД Коряжма»:
Во-первых, не 30 метров, а ДО 30 метров, как сказали специалисты. Во-вторых, так строят многие сооружения в настоящее время. Заглубление до 15 метров рассчитано на небольшие сооружения, например.
Эксперты-геологи высказали компетентное мнение, что этот район в своё время был зоной формирования долины реки Вычегда, которую выпахал ледник, поэтому на глубине 30-50 метров там расположены суглинки, которые являются приличным основанием для сооружений любого типа (за исключением небоскребов). Уровень грунтовых вод - низкий, с водоотведением проблем не возникнет.
Естественный уклон - от станции «Шиес» к Вычегде. Эта область - не заводненная. ,
Так что заключение геологов, например, Александра Блудова, однозначное: с точки зрения инженерной геологии нет препятствий для строительства сооружения с заглублением до 30 метров. '
Отвечает вице-премьер правительства Архангельской области Евгений Фоменко:
- 31 июля возле станции Шиес появилась техника, а 7 августа я уже был в Урдоме и провел там несколько встреч, включая встречу с населением, на которую пришли порядка 350 человек. Вся информация, которая была у меня на 20:00 7 августа, на встрече с населением озвучена.
По этому поводу уже всё сказала прокуратура. Вести работы сейчас недопустимо. Если что-то было - это нарушение. Сейчас там ничего не ведётся.
Если кто-то по-прежнему не верит-давайте организуем поездку части граждан туда, на место, чтобы убедились.
Любые работы без предварительных изысканий, без согласования с нами незаконны. Пока не будет результатов, которые мы сможем предъявить населению, такие работы будут являться нарушением закона.
В декабре я с представителем инвестора поеду в Ленский район — запланированы порядка 8-10 презентаций, встречи с жителями и ответы на все их вопросы.
Дата начала деятельности регионального оператора - после утверждения единого тарифа и введения его в действие. Пресс- релиз Губернатора.
Договоры, заключенные с собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором, в свою очередь договор с региональным оператором заключается с момента установления предельного тарифа на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для региональных операторов.
Работа проводится постоянно.
Графики и периодичность вывоза отходов будут согласовываться с администрациями после 30 дней после согласования схемы потоков отходов по муниципальному району. По итогам ВКС, проведенных с районами заместителем председателя Правительства Архангельской области Фоменко ЕВ, даты предоставления на согласование в районы зафиксированы протоколами.
Единый тариф на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО будет принят после подачи документов региональным оператором в орган регулирования. До этого необходимо откорректировать действующую территориальную схему, провести торги по выбору перевозчиков ТКО. Согласно всех вышеуказанных процедур утверждение тарифа возможно к июлю 2019 года.
Конкурсы будут объявлены после корректировки и утверждения территориальной схемы обращения с отходами. Региональный оператор планирует максимально интегрировать в новую систему обращения с ТКО действующих операторов по вывозу, соответствующих требованиям законодательства.
«Котлас»:
«Подмосковный мусор в Вологду не привезут. В нашей схеме по обращению с твердыми коммунальными отходами не предусмотрены межрегиональные потоки мусора. Все отходы, образуемые на территории области, после сортировки будут размещены на полигонах Вологодской области. Ни один килограмм мусора не «уедет» от нас на чужую территорию, и ни один кг не должен приехать к нам» - сказал заместитель губернатора Вологодской области Антон Стрижов.
«Для захоронения своих отходов Москва готова в Тверской области строить мусорные полигоны, потому что это регион с низкой плотностью населения, там много малолюдных мест, но нам этого не дают сделать, местные власти заявляют, что им это не нужно», - заявил генеральный директор «МосводоканалНИИпроекта» Михаил Степанов.
Чем обосновано согласие правительства Архангельской области?
С Вологодской областью сравнивать некорректно. У них другая ситуация. У них уже сейчас запускают переработку мусора. Но они шли к этому ПОЧТИ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ. Не могли достроить, и вот достроили. У нас такого и близко нет. Был бы мусороперерабатывающий завод - был бы другой разговор. Но его нет.
В Тверской области есть серьёзная проблема с нелегальным мусором из Московской области,, так что там тоже хватает своих проблем. Неизвестно, предлагали ли Твери просто размещение или переработку отходов в энергию. Неудивительно, что они отказались. Так что с ними тоже сравнивать некорректно.
Концепции различаются. У Твери и Вологды - полигоны. У нас - технопарк. Пришло понимание того, что предлагаемый проект надо модернизировать, вкладывать деньги, что на помойку никто не согласится. В случае Шиеса речь идёт о производственной площадке с возможностью переработки отходов.
По поводу согласия. Кто-нибудь видел какой-либо документ, где так и сказано: «даём согласие на строительство полигона»? Такого документа нет и не было. Речь на данный момент идёт лишь о том, что правительство Архангельской области приняло СВОЮ, ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНУЮ СХЕМУ полигонов для размещения СВОЕГО МУСОРА и согласилось рассмотреть проект Экотехнопарка «Шиес». Эти два вопроса друг с другом не связаны.
Нас уже «кормили» фальшивыми «телеграммами» о том, что «завтра придут «эшелоны с московским мусором». И где они? Отвечу - там же, где и согласие правительства. Не верьте провокациям.
На самом деле, отходы уже давно возят из регионов в регионы, это нормально. Из Архангельской области, например, вывозят опасные отходы на утилизацию в другие регионы: отработанные люминесцентные лампы, автомобильные покрышки, аккумуляторы. Вывозят ядерные отходы на захоронение. Эту практику тоже надо прекращать? Нет, не надо, потому что это нормально.
У нас в области есть ЦБК, которые зарабатывают на переработке бумажных отходов из других регионов. И это тоже нормально. Почему бы не расширить сферу переработки и не заработать на этом для региона?
Инвестпроект в Шиесе - возможность заработать на безопасных отходах и сырье. Это нормальная мировая практика. Опасные отходы к нам никто везти не собирается.
Нормальный порядок работы над любым проектом подразумевает несколько этапов: подготовка технико-экономического обоснования, экономические расчеты, оценка рисков, предварительные изыскания и подготовка презентации. В том числе населению.
Чтобы нормально обсуждать проект, надо, чтобы было, что обсуждать.
Порядок подготовки инвестпроекта «Шиес» - такой же, что и у всех остальных проектов.
Впервые проект экотехнопарка «Шиес» был представлен инвесткомиссии Архангельской области не полгода назад, а лишь 18 октября 2018 года.
Затем 12 ноября 2018 года прошли открытые депутатские слушания в Архангельском областном Собрании депутатов с презентацией проекта экотехнопарка, на которую, помимо депутатского корпуса, пригласили специалистов-экспертов, представителей инициативных групп, экологов и производственников. Они прошли, максимально гласно, с трансляцией в прямом эфире. В областном Собрании создана рабочая группа по реализации «майских» Указов президента, в том числе в сфере экологии, которая держит на своем контроле и вопросы, связанные с «Шиесом». В нее входят представители всех парламентских фракций.
В декабре состоится презентация проекта экотехнопарка «Шиес» уже для жителей Ленского района и прилегающих территорий. Тема экотехнопарка широко и открыто обсуждается в публичном пространстве, на общественных слушаниях, «круглых столах», на страницах газет и интернет-изданий, в эфире региональных телерадиокомпаний, а также в районах области. Так что говорить о каком-то «умалчивании» - как минимум, некорректно.
Согласитесь, что до рассмотрения правительством Архангельской области представлять такой межрегиональный проект в Ленском районе было бы просто нелогично. Сейчас, после прохождения всех необходимых процедур в области, жители Ленского района (и близлежащих территорий) напрямую получат ответы на все интересующие их вопросы из презентации авторов проекта - ООО «Технопарк».
Никаких разрешительных документов на работы и никаких работ на данный
момент быть не может. Это нарушение. Работы могут быть начаты только после прохождения всех необходимых и предусмотренных законом процедур. — — —
Если будут зафиксированы работы, то необходимо немедленно обратиться в правоохранительные органы.
Проект пока не готов полностью, так что вести работы нельзя.
Все полагающиеся по закону экспертизы и прочие процедуры (в т.ч. общественные слушания) будут проведены в соответствии с законом.
Результаты будут публиковаться там же, где и ранее.
г. Котлас и Котласский район:
Оператор планирует вывозить отходы от частного сектора и выставлять счета за услугу. Муниципалитет обязан обеспечить места накопления для частного сектора, с которых региональным оператором будут вывозиться ТКО.
В соответствии с планами утвержденными муниципалитетами.
С момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) услуга по вывозу становится коммунальной услугой в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Плата будет выделена отдельной строкой в платежных документах (квитанциях) при расчетах за коммунальные услуги. В новой системе оплата будет начисляться исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема), установленного министерством природных ресурсов и ЛПК Архангельской области. Ранее оплата начислялась исходя из площади квартиры. Ранее тарйф на такой вид деятельности отсутствовал. Теперь это регулируемый вид деятельности и экономически обоснованный тариф утверждается агентством по тарифам и ценам Архангельской области, в настоящее время тариф не установлен.
«Вельский муниципальный район»:
Тариф в настоящее время не установлен, да он будет дифференцирован для городских и сельских территорий.
Создание и обустройство мест накопления ТКО входит в полномочия органов местного самоуправления, на новых площадках региональный оператор выставит контейнеры затраты, на которые войдут в единый тариф.
Для таких населенных пунктов будут предусмотрены места накопления отходов, с которых с определенной периодичностью будут увозиться отходы на предусмотренные территориальной схемой объекты. Маршруты и периодичность вывоза будет согласована с муниципалитетом.
С момента утверждения единого тарифа, о чем будут все проинформированы и направлены договоры на оказание услуг.
Необходимо провести дополнительные разъяснительные мероприятия для управляющих компаний.
Да, территориальной схемой предусмотрены потоки отходов на новый мусороперерабатывающий комплекс в Вельске из Няндомского, Шенкурского. Устьянского, Коношского районов, в общем объеме порядка 20 тысяч тонн в год ТКО.
Для крупногабаритных отходов, образуемых у населения, должны быть организованы места их накопления, с которых по заявкам региональный оператор будет вывозить КГО.
Да будет организовано обособленное подразделение. j х-
Не относится к деятельности регионального оператора. Согласно ст. 1 89-ФЗ \ Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в -процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор обеспечивает сбор и транспортирование исключительно твердых коммунальных отходов, (ст.24.6. 89-ФЗ), отходы, не относящиеся к ТКО должны убираться собственником таких отходов самостоятельно и за свой счет силами привлеченных лицензированных организаций.
Рекультивацию имеющихся несанкционированных свалок, образованных до начала деятельности регионального оператора, обязаны проводить собственники земельных участков или эксплуатирующие их организации.
Вывоз отходов будет осуществляться Региональным оператором из места накопления ТКО, согласованного с органами местного самоуправления, по заявке СОТ или СНТ. Плата за вывоз отходов будет рассчитываться исходя из установленного норматива накопления ТКО на одного участника СОТ или СНТ.
Объем отходов будет рассчитываться исходя из установленного норматива накопления ТКО на одного участника СОТ или СНТ.
ТКО?
Схему размещения накопления ТКО разрабатывают и утверждают органы местного самоуправления.
В соответствии с порядком сбора ТКО предусмотрены оба варианта сбора ТКО по согласованию с органами местного самоуправления. Способ сбора и местоположение в будущем можно изменить.
В Вельском районе не планируется размещение отходов из других субъектов России.
Для таких населенных пунктов будут предусмотрены места накопления отходов, с которых с определенной периодичностью будут увозиться отходы на предусмотренные территориальной схемой объекты. Маршруты и периодичность вывоза будет согласована с муниципалитетом.
Тариф на услугу регионального оператора является единым, поэтому транспортная составляющая не повлияет на рост платы населения проживающих на отдаленных территориях. Затраты на транспортирование отходов от каждого населенного пункта Архангельской области до объектов обращения с отходами учтены в полном объеме в составляющей единого тарифа регионального оператора.
«Верхнетоемский муниципальный район»:
Территориальная схема сбора и вывоза ТКО нуждается в детализации, т.е. специфика каждого района и сельского поселения должна быть учтена в деталях (маршрут, протяженность маршрута, дорожные условия в разное время года, марка используемой спецтехники). Поселения, с расстоянием между населенными пунктами 10-90 км, нуждаются в собственной схеме сбора и транспортировки ТКО.
В настоящее время проводится согласование потоков отходов для корректировки территориальной схемы.
Раздельный сбор ТКО планируется вводить на территории Архангельской области поэтапно.
Да.
Информация проанализирована региональным оператором.
Площадки для временного накопления ТКО будут организованы региональным оператором, стоимость их организации входит в единый тариф в качестве расходов на транспортирование ТКО до объектов обращения с ТКО.
- регистрация по месту жительства гражданина?
- по месту пребывания?
- по временной регистрации?
В соответствии с правилами оказания коммунальных услуг.
зарегистрированного, то как это скажется на экономически обоснованном тарифе?
Является ли этот способ (per. оператор) сбора и транспортировки ТКО единственно возможным или есть альтернатива?
Данные особенности учтены региональным оператором в ходе инвентаризации территории Архангельской области. Альтернативы нет.
«Вилегодский муниципальный район»:
Ответ один.
На этот вопрос не раз отвечал губернатор Архангельской области И.А. Орлов:
- Соответствующая комиссия, эксперты, рассмотрев проект экотехнопарка, решили, что он представляет интерес для Архангельской области. И он получил одобрение. Следующий этап - реализация этого проекта, когда инвестор, получив поддержку от региона, должен представить проект, соответствующий всем государственным нормам: технологическим, организационным, производственным, всем видам безопасности, логистическим и так далее - их много.
После того, как проект пройдет все эти оценки, будет изучен специалистами - Росприроднадзором, железной дорогой, транснадзором, прокуратурой и так далее и получит одобрение, после этого он может быть допущен к реализации. Мы сейчас ожидаем, что будет сделан следующий шаг; если мы поймем, что какие-то из норм не соблюдаются, мы это проект строить не разрешим.
Позиция правительства Архангельской области однозначна:
Если будут обнаружены существенные отклонения от ПСД, если при строительстве будут нарушены соответствующие экологические нормы, то разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, естественно, не будет подписано до тех пор, пока выявленные нарушения не устранят. Этого также не дадут сделать и многочисленные контролирующие органы, от строительного надзора до прокуратуры области.
Обслуживание площадки временного накопления ТКО, эксплуатируемой региональным оператором, будет осуществляться региональным оператором.
Размер платы определяется исходя из норматива накопления ТКО для определенной категории отходообразователя. Тариф начнет применяться с момента его утверждения.
«Каргопольский муниципальный район»:
Направления потоков отходов распределяются в электронной модели территориальной схемы обращения с отходами исходя из существующих объектов обращения с отходами и планируемых к строительству. В электронной модели автоматически распределяются кластеры по экономическим параметрам и параметрам существующих и планируемых мощностей внутри кластера. Такой подход моделирования потоков отходов позволяет рассчитать экономически обоснованный тариф на услуги регионального оператора по всей территории Архангельской области.
«Няндомский муниципальный район»:
НЕТ. ‘
Тариф для населения единый по территории Архангельской области. До ввода в эксплуатацию строящегося полигона в Няндоме потоки отходов будут направлены в Каргополь. *
На сайте министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области на официальном портале Правительства Архангельской области в январе 2019 года.
«Пинежский муниципальный район»:
НЕТ.
НЕТ.
Нет, не рассматривался.
Терсхемой действующей предусмотрены МПЗ в с. Сура и пос. Ясный.
При корректировке терсхемы в этих населенных пунктах будут обустроены площадки временного накопления без инсинетраторных установок.
Территориальной схемой предусмотрена реконструкция полигона в селе Карпогоры с дооснащением полигона мусоросортивочной станцией.
После реконструкции полигона в Карпогорах.
В соответствии с согласованными маршрутами вывоза отходов с региональным оператором.
В соответствии с нормами санитарного законодательства.
«Плесецкий муниципальный район»:
Предложение: учитывая европейский опыт работы с ТКО, проработать способы утилизации и переработки твёрдых коммунальных отходов, не используя их многолетнее хранение в земле.