За шесть десятков лет, каких только несчастных случаев со мной не происходило. Тонул, горел, угорал, попадал в аварии, травился неоднократно алкоголем, пожалуй, и не счесть всех приключений, связанных с угрозой моей грешной жизни. Наверное, если бы не был крещен в детстве, то давно бы пребывал в мире ином, далеком от Царства Небесного.
Все это время меня оберегал и оберегает до ныне мой ангел хранитель по имени Георгий (Юрий). И вот на склоне лет у автора этих строк появилась возможность отблагодарить своего небесного покровителя, приняв участие в восстановлении часовни во имя великомученика Георгия Победоносца в д. Раменье.
Надо сказать, что задача невероятно тяжелая, почти невыполнимая. Сразу поставил перед собой цель не только возродить внешний вид церковного строения, но и вернуть верующих людей под покров старинной часовни. Благодаря «Вельской неделе» о «Спасе в Раменье» узнали тысячи вельчан, но лишь единицы предложили свою помощь. Один из таких подвижников житель Вельска Алексей Юрьевич Завьялов, который взял на себя всю грязную работу. Благодаря этому, глубоко верующему человеку, удалось привести часовню в божеский вид. Уже сейчас можно приходить в «Спас в Раменье» и молиться и Господь услышит наши просьбы.
Намеренно не хожу по городу с протянутой рукой. Хотя имею опыт просить у вельчан подаяния для Каргопольского монастыря. Мне не стыдно для благого дела выступать в роли нищего, но гораздо важнее, чтобы люди по своей инициативе поучаствовали в возрождении России. Например, глава администрации МО «Муравьевское» В. А. Коткин сам предложил составить проект ремонта часовни и представить его на конкурс. Наш проект ТОСа под названием «Возродим Святое Раменье», вошел в число победителей.
Но больше всего меня порадовало такое известие. Недавно позвонила знакомая женщина и сообщила буквально следующее: «Мы хотим вернуть в часовню то, что нам не принадлежит…» Надо сказать, что в последнее время жил в ожидании какого-то важного открытия. Хорошо бы, думалось мне, отыскалась чудотворная икона Спас Вседержитель и тогда бы народ стал притекать в Георгиевскую часовню. И вот сердце тревожно забилось, кажется, чудо свершилось.
Когда Ирина Петровна Таусон (Попенко) поведала историю святыни, до сего времени охранявшей покой их семьи, то проникся глубоким уважением к этим мужественным людям. Оказывается, родной дед Ирины Петровны, Иван Петрович Могутов, был председателем Раменского колхоза и естественно большевиком. Во времена гонений на церковь было опасно угождать Богу и приходилось скрывать свое отношение к православной религии. Иван Петрович был при Спасской церкви тайным звонарем. Можно представить какому риску подвергался этот смелый человек, который по долгу службы был обязан бороться с Церковью, а не помогать ей.
Когда председателю колхоза И. П. Могутову поступила директива с района разрушить Георгиевскую часовню, то он ночью тайно залез наверх светового барабана и спилил крест, который закопал в землю.
Впоследствии, когда страсти утихли, металлический кованый крест был установлен на могиле мамы супруги. Приходится удивляться и восхищаться дальновидностью и правильностью поступка тайного звонаря. Если бы Иван Петрович не извлек крест из тайника и не поставил его на видном месте, то вероятней всего мы бы лишились возможности лицезреть старинную святыню.
Но самое удивительное то, что колхозный председатель И.П. Могутов сохранил для потомков крепление креста, которое состоит из кольца, квадрата и четырех больших кованых гвоздей. Мужественный тайный звонарь знал, что наступит, непременно наступит время, когда храмы и часовни будут восстанавливаться, а финансовых средств для этой цели станет не хватать. Да и зачем тратить деньги на изготовление новых святых предметов, когда пригодятся старинные намоленные. В настоящее время родной крест с часовни «Спас в Раменье» установлен пока внутри церковного строения и ждет своего часа, чтобы вновь как в былые времена освящать Першинский починок и приносить верующим людям огромную радость
Иван Петрович Могутов
Таусон Олег, правнук И.П. Могутова
Ирина Петровна Таусон с сыном и её отец Попенко Петр Степанович