Я родилась в деревне Петрегино 19 января 1941 года, в Крещение, но не дома, а где-то в больнице, а какой, - не знаю.
Последний раз в Петрегино я была в 1963 году, ездила в Пакшеньгу после окончания техникума проводить ревизию. Главным бухгалтером сельпо была Горбунова Галина Васильевна. Председателем там был Боровский Николай Петрович. Тогда ещё была деревня Антрошево. Я окончила Архангельский кооперативный техникум, бухгалтерский учёт. Сестра Люба тоже заканчивала этот же техникум, только товароведческий факультет.
Я всю войну прожила у бабушки, папа был на войне, а мама работала в Вельске на почте! В Вельск из деревни меня возили на лошади с почтарём Горбуновым Фёдором вроде Васильевичем. Наверно он брат папиного отца Петра Васильевича. Меня закутывали в тулуп, садили в сани и мы ехали 40 км. А потом меня мама отправляла назад к бабушке с буханкой хлеба. У бабушки были пчёлы, стояли ульи, бабушка приносила рамки с сотами и мы в мезонине их жевали. В войну у бабушки была корова, она делала сметану, взбивала масло, ставила в печку и я любила пенку от масла. Бабушка пекла пироги губники с капустой, черникой, шаньги гороховые, житники, пироги со сметаной.
Деда ни маминого, ни папиного я не знаю.
В доме бабушки, в Пакшеньге, были зимняя и летняя (верхняя) изба. В зимней избе была горница и там спали, была там люлька. В летней избе были по двум стенам лавки, там ночевали из других деревень путники и стояли стол, кухонный шкаф и наличник под посуду – все деревянное. В горнице стоял буфет, диван мягкий, кровать за сервантом. Это сервант до сих пор стоит у Любы в подвале. Низ серванта был комодом для одежды и белья, а верхний ярус был для посуды, вилки, ложки, тарелки, пониже, на средней полке, - стаканы, чашечки, а сбоку, в этом же шкафу, в боковинках стояли керосиновые лампы. Был он бордового цвета. Моя бабушка была зажиточная и диван был мягкий, в последствии он тоже был привезен в Вельск.
Печка в нашем доме стояла направо у входной двери, топка напротив окон, которые выходят на улицу, а лежанка напротив окон, которые выходят во двор. В печке были печурки для сушки рукавиц, портянок. В нижней белой избе были полати под потолком, там сушили и хранили лук.
Нас раскулачивали, больше про это я ничего не помню. А дом был продан Полтора Ивану, он был не большого роста, - Горбунов Иван. Он до сих пор живет на ул. Карла Маркса, его жена тётя Агнюша, дочь Галя Зайцева, сын Юра.
В Петрегино, напротив, наискосок от нашего дома жил Горбунов Илья, был он хромой с деревянной ногой, у него было трое детей, 2 дочки и сын Александр, он мой ровесник, с ним мы вместе бегали и грелись на печке у моей бабушки.
Рядом с нашим домом жил Василий Михайлович Горбунов, был он примерно 1911-12 года рождения. Было у него две дочери – Галина 1938 г.р. и Валентина 1935 г.р., и сын Владимир 1947 г.р., он в дальнейшем работал грузчиком на базе, вместе с моей сестрой Любой.
Жена Василия Михайловича, тётя Нюра, рано умерла и Василий Михайлович сватался к нашей маме Екатерине, у неё к тому времени умер муж, мама отказала. Василий Михайлович жил потом на ул. Революционной в Вельске, рядом с Лесхозом, 3-ий дом от Нечаевской. Дочка Василия Михайловича, Галя живет до сих пор в доме отца, а дочь Валя живёт на Кирова, её фамилия Юзвенко Валентина Васильевна (мы звонили её по телефону, но она плохо слышит).
Дальше, на той же стороне стоял ещё дом, вроде такой же, как у нас, кто жил там - не помню.
Дальше была конюшня – там жили Филипповы девки, как их звали, - не помню.
Дальше был 2-х этажный дом, в нём внизу магазин, а продавцом была Буянова Маруся. Мне запомнилась фамилия Стрежнева Мария, она была продавцом после Буяновой Марии. У магазина стояли большие качели (посреди деревни) и все Петрегинские дети качались на них.
Рядом с магазином стоял дом Петрушиных – так мне запомнилось потому, что бабушка мне говорила: «Беги кВальке Петрушиной». У них было много детей, братьев и сестёр.
Расположение домов на нашей стороне улицы:
- Наш дом – Горбуновы Пётр Васильевич и Мария Ивановна.
- Горбунов Василий Михайлович (о нём написано выше).
- Горбунов Андрей Васильевич, жену его не знаю, но я ходила к ним в гости, меня угощали молоком, шаньгу давали, они нам тоже какие-то родственники были. Их дети: Пётр, Николай, Борис, Владимир и дочь Нюра все Андреевичи. Все они живут в Архангельске, когда я училась в Архангельском техникуме, я жила у Горбуновой Анны Андреевны на ул. Чумбарово-Лучинского (когда был ремонт в общежитии). Анна (Нюра) замужем не была, детей не было, у Любы есть её фото.
- Филипповы, но они не Филипповы, фамилия другая, а звали их может по деду (Филиппу?). Возможно они тоже Горбуновы. У них была в середине деревни Петрегино конюшня и, по-моему, они были конюхами, или кто-то у них был конюхом. Мы с бабушкой иногда там дроги зимой на полозьях или телегу весной на колёсах брали.
- Боровские. Боровский Павел Силуянович был папин друг, его жена была учительница. Павел умер недавно, ему было где-то 98 лет. У него остались дочери: Люся Васендина и Нина Попова, её муж доктор – хирург. Люся иНина воспитатели в детском саду. Люся живет на Некрасово, а Нина Боровских на Пушкина. Павел Силуянович потом уехал в Шокшу на лесопункт и мы туда с любой ездили в гости. Ходили там за ягодами. У Нины Поповой сынАркаша, тоже хирург в нашей центральной больнице.
Были в Петрегино Горбуновы Саватиевы, но я о них только слышала от бабушки.
Я бывала на Кунаево, там жил почтарь Горбунов Фёдор Андреевич (или Васильевич) был он или братом папиному отцу Петру Васильевичу, или он был брат бабушкиному отцу (имя его не знаю). А сын почтаря Фёдора Андреевича Горбунова – Валентин Фёдорович (ему уже 83 года) живет сейчас в Вельске, жена его Ольга Павловна умерла 2 года назад, детей не было
На Кунаево у Фёдора Андреевича (или Васильевича) тоже были полати, помню когда там была гулянка, подрались – задели полати и лук рассыпался.
Больше на Кунаево я никого не знаю.
Мой дядя Иван Петрович Горбунов сделал много фотографий деревни Петрегино приезжая на родину. Он преподавал в техникуме, в Ликино-Дулёво, а жил Орехово-Зуево, там и умер в 1980 году, ему было 70 – 72 года. Интересно, что он у себя в мастерской сделал памятник моим папе и маме и собирался привезти их в Вельск, но не успел, умер ночью от приступа астмы. После похорон Ивана Петровича пришлось снова ехать туда за памятником, ездил Саша – муж сестры Любы. На похороны Ивана Петровича из Вельска поехали моя мама Екатерина Ивановна, я, Саша Истомин (муж Любы), Валентин Фёдорович – сын Фёдора Горбунова, Мария Петровна Грибова (сестра папы), Серёжа, сын Марии Петровны (живет в Канаде). Хоронили его мы и институт. Жил Иван Петрович в одной комнате коммунальной квартиры, адрес не знаю. Куда делись его архивы, я тоже не знаю, мы уехали сразу после похорон, но оставались племянница Грибова Галя из Перми (дочь Натальи Петровны) и её сын Анатолий из Тихорецка.
Мой дядя Горбунов Иван Петрович был добрый, приезжал к своей маме каждое лето, а я во время войны жила как раз у бабушки, поэтому я есть на его фотографиях. Бабушку перевезли из Петрегино в 1947 году, значит, все снимки, сделанные в Петрегино военных лет. Однажды Иван Петрович моей маме Екатерине Ивановне подарил кольцо для нашей сестры Нели и сказал, что трём сестрам я помогал учиться, а Неле нет и вот для неё кольцо (оно было с камнем). Неля сейчас живет в Санкт-Петербурге, но про Петрегино ничего не помнит, она рано от нас уехала.
Наш папа Горбунов Павел Петрович (1911 г.р.) был очень хороший, спокойный, добрый, никогда нас не ругал, мы от него не слышали грубого слова! Работал он шофером в леспромхозе, а потом в школе учителем труда вместе с Кузьминым.
Силуянова (Горбунова) Людмила Павловна, г. Вельск
Ликино́-Дулёво — город в Орехово-Зуевском районе Московской области, самый большой город района.
Расположен в 90 км восточнее Москвы и в 7 км южнее города Орехово-Зуево. В черте города — железнодорожная станция Дулёво.