Обострившаяся ситуация в регионе Черного моря уже привела к изменениям графиков судозаходов, запланированных в его пассажирские порты: как сложится здесь морской круизный сезон 2014 года в целом, до сих пор не ясно. Не исключено, что часть лайнеров не увидит ни украинская Одесса, ни ставшие российскими Ялта и Севастополь.
Неспособность выплатить кредит стала печальной реальностью для многих россиян. По мере того, как армия «безнадежных» должников продолжает расти, Государственной Думе приходится всерьез задуматься о законе списания долгов физических лиц
По словам директора одесской туристической компании «Ван дер тур» Артёма Шевченко, «сезон в Одессе сорван, так как российские туроператоры отменили все брони в городских гостиницах, а большое количество иностранных круизных компаний – заходы своих лайнеров. А если они не пойдут в Одессу, то и дальше в Крым вряд ли»… Обслуживающий Крымско-Кавказскую линию лайнер «Адриана» исключил Одессу из маршрута на весь сезон, заменив ее на Стамбул, а значительная часть круизных компаний отменила заходы судов в Одессу и Ялту на апрель-май. В их числе Costa Cruises, Azamara, Oceania Cruises, Regent Seven Seas Cruises, Windstar Cruises и MSC Cruises.
Они заменили в своих маршрутах Одессу, Ялту и Севастополь на черноморские порты Турции, Румынии, Болгарии и Грузии, следуя рекомендациям Совета безопасности ООН. По данным порта Одессы, 38 судозаходов этого года уже отменены (из них 20 – лайнера «Адриана»). Операторы, суда которых должны заходить в порты Крыма и Одессу летом и осенью, окончательных решений пока не приняли, – все зависит от развития ситуации вокруг Украины. Вместе с тем Михаил Фельдман, руководитель круизного департамента PAC Group (компания реализует на территории РФ и Украины круизы MSC Cruises), драматизировать ситуацию не склонен и говорит, что «корректировка коснется ближайших дат – на летний сезон о глобальных изменениях пока речи нет». а международной конференции Cruise Shipping Miami 2013, состоявшейся в середине прошлого года, Черное море было признано одних из наиболее перспективных в плане развития морского круизного туризма. По оценкам экспертов, пассажирам лайнеров уже «приелись» привычные маршруты – у них возник интерес к развивающимся круизным рынкам. По оценке заместителя министра культуры и туризма Турции Озгюра Озаслана, на Черноморский регион приходится 10% мирового турпотока, и поэтому Черное море имеет все шансы на быстрое развитие круизного туризма.
На конференции, которая состоялась в 2013 году в Геленджике, он предложил создать круговой черноморский круизный маршрут через 6 стран с заходом в порты Стамбула, Бургаса, Варны, Константы, Одессы, Севастополя, Ялты, Керчи, Новороссийска, Сочи, Батуми, Трабзона, Самсуна и Зонгулдака. Однако Игорь Рюриков, генеральный директор компании «Экспо-тур», возродившей на Черном море Крымско-Кавказскую круизную линию, в его успехе не уверен. «Такой маршрут долог и дорог, поэтому вряд ли будет обеспечен спросом. – полагает он. – Для его удешевления можно было бы использовать большие суда, способные принять по нескольку тысяч пассажиров, однако далеко не все из перечисленных портов способны их принимать». Как сейчас распределяются на рынке роли? Безусловным лидером остается Стамбул, который в 2013 году принял свыше 400 судозаходов и примерно 580 тыс. пассажиров лайнеров. Дальше в Черное море проходит не больше четверти из тех, что прибывают в Стамбул из Средиземного. Поэтому у черноморских портов (в частности, на Украине и в России) показатели ниже. По официальной статистике, в 2013 году Одесса приняла 106 больших лайнеров, Ялта – 109, Севастополь – 58, Феодосия – 18, а Сочи – лишь 15. Наибольший пассажиропоток зафиксирован в Одессе – он превысил 90 тыс. человек. Но самое главное – динамика. По оценкам украинской стороны, за последние 5 лет количество судозаходов в порты Украины и Крыма выросло на 40%, а туристов стало больше на 53,4%.
При этом наибольший интерес черноморский регион вызывает у гостей из Германии (23,2%), Великобритании (17,7%) и Италии (12,4%). Вместе с тем доля круизных туристов из стран СНГ быстро растет, поскольку еще в 2012 году их было меньше 1%, а в 2013 – уже более 6%. С учетом появления Крымско-Кавказской линии, а также развития портовой инфраструктуры в Сочи, их число среди круизеров Черного моря, несомненно, станет расти и в дальнейшем. В обозримой перспективе количество морских круизных туристов здесь вполне может достичь 400 тыс. человек.
По поводу 2014 года начальник администрации Одесского порта Михаил Соколов заявил, что изначально планировалось обслужить 152 судозахода, поставив рекорд за все время его существования: по сравнению с 2013, их число должно было возрасти сразу на 47%. Морская круизная навигация этого года в Одессе началась 9 апреля с приходом лайнера Hamburg, «однако сколько судов будет в реальности – неизвестно». – подчеркнул руководитель порта. Этот же лайнер 12 апреля открыл пассажирскую круизную навигацию и в российском Сочи. В Сочи потирают руки: на 2014 год в круизном расписании значится 77 судозаходов (правда, не все из них можно характеризовать как морские круизы), а к 2017 году здесь рассчитывают принимать до 80 тыс. пассажиров в год. «При этом количество круизных судозаходов в навигацию возрастет до 100, а общее число судозаходов, включая рейсы пассажирских паромов и скоростных судов, достигнет 300 в год», – резюмирует генеральный директор ОАО «Сочинский морской торговый порт» Владимир Деркунов. По его мнению, «в следующие 2-3 года Сочи имеет все возможности, чтобы стать основным круизным центром на Черном море». Перспективы – перспективами, однако реальность такова, – сейчас в Черное море попадают примерно 2% от общего числа средиземноморских круизёров, а «внутренних», черноморских, пока слишком мало.
Почему?
Первая причина – экономическая. Стоимость прохода туда и обратно через контролируемые Турцией проливы Дарданеллы и Босфор для круизного теплохода, рассчитанного на 1-1,5 тыс. пассажиров, составляет до $15 тыс., а для судна вместимостью в 1,5-2 раза больше сумма фактически удваивается. Не считая того, что от Стамбула до Одессы почти сутки хода, что тоже недешево. Это, естественно, сказывается и на цене круизов.
Вторая – инфраструктурная. Тенденция к вводу все более крупных лайнеров не очень «вписывается» в ситуацию на Черном море, поскольку не все из них могут пройти под турецкими мостами. Да и принять их сейчас способны только в Одессе и Сочи: в портах Крыма лайнер длиной 300 метров причалить не может. В Ялте, как и в Севастополе, у причала могут принимать суда длиной только до 200 метров – большие приходится обслуживать на рейде.
В этом отношении самым лучшим на Черном море сейчас признают порт Сочи. По оценкам главного специалиста по круизному развитию ОАО «Сочинский морской торговый порт» Александра Белкина теперь он не только способен одновременно принимать сразу два крупных круизных лайнера длиной в 300 м, но и обладает отличной портовой инфраструктурой по обслуживанию пассажиров. Однако за всю навигацию 2014 года действительно большой лайнер (Celebrity Constellation, 294 м длиной, 1950 пассажиров) в Сочи ожидают принять один раз (в октябре), а суда вместимостью более 1 тыс. человек (таких всего 4) за сезон зайдут в порт 10 раз. Третья причина – «персональная». К примеру, Алексей Гусев, старший менеджер компании INFLOT Worldwide Tours (Ялта), считает, что «одна из ключевых задач, которая серьезно повлияет на развитие круизного туризма в регионе, – это подготовка специалистов для обслуживания пассажиров». По его мнению, при быстром росте круизного турпотока города судозаходов могут столкнуться с проблемой нехватки квалифицированного персонала.
В первую очередь – гидов-переводчиков и других специалистов, способных говорить на иностранных языках. Как считает генеральный директор ООО «Туристическая компания «Маринера» Ирина Могирева, определять развитие морского круизного рынка в предстоящем летнем сезоне будут курс рубля и ситуация в соседней Украине. «Нестабильность ближайшего соседа, бесспорно, отразится и на особенностях круизного сезона этого года», - уверена она. А руководитель «Экспо-тура» Игорь Рюриков полагает, что «на ситуацию влияют не только политические, но и экономические факторы». Поэтому большая часть запланированных круизов, берущих начало в Средиземном море, все же состоится с заходом в порты Украины и Крыма.