Это одна из наиболее почитаемых современных святых. В миру Матрона Дмитриевна Никонова, блаженная родилась в Тульской губернии в благочестивой крестьянской семье. Будучи слепой с рождения, с младенческих лет получила от Бога дар духовного зрения -проникновения в тайны Промысла Божия. К отроковице Матроне стали обращаться за советом сначала ее односельчане, затем приезжие из других краев.
В 1925 году Матрона уехала в Москву, ставшую местом ее подвижнического служения и праведной кончины. Преследуемая безбожниками, она была вынуждена постоянно менять место своего жительства, находя приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к Матроне люди, жаждавшие духовного врачевания. По ее молитвам совершались исцеления страждущих от болезней душевных и телесных. Ее пророчества и предсказания многим людям помогли избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах.
До наших дней сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях. После праведной кончины в 1952 году, к могиле блаженной Матроны на Даниловском кладбище приходило множество людей, которые призывали ее в помощь и получали утешение, исцеление и поддержку на своем жизненном пути. Почитание почившей росло, совершались многочисленные чудеса и исцеления.
8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище города Москвы были обретены честные останки блаженной Матроны. После заупокойной литии гроб с честными останками старицы Матроны доставили в Данилов монастырь и поместили в надвратном храме во имя Преподобного Симеона Столпника. 30 апреля 1998 было совершено перенесение честных останков в храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, а 1 мая - в Свято-Покровский женский монастырь. Сестры обители завели особую книгу, куда тщательно заносят случаи чудесного заступления по молитвам блаженной Матроны.
Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны Дмитриевны Никоновой, не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых. Прославление было торжественно совершено 2 мая 1999 года, в годовщину ее кончины.
Мы с сестрами размышляли как-то над одной из бесед митрополита Антония (Сурожского). Хочется поделиться с вами духовными упражнениями, которые предлагает Владыка Антоний и которых так не хватаем нам с вами.
В нашей жизни вообще не хватает внимательности - к себе, в отношении к Богу, во время молитвы. Внимание необходимо воспитывать, ведь без него невозможно научиться молитве.
Митрополит Антоний пишет: «Мне предстояло прочитать лекцию о созерцательной жизни, и Провидение послало мне стишок, который вам, вероятно, хорошо знаком, но вряд ли применялся для духов! научения. Он начинается так
«В лесу жила-была премудрая сова.
Преостро видя все, скупилась на слова;
Скупясь же на слова, все слышала и знала.
Ах, если бы она для нас примером стала!».
Я думаю, это почти исчерпывающее учение о созерцательной жизни для начинающих и для тех, кто живет приходской жизнью, для людей в миру. Стишок говорит нам, что первое условие, чтобы слышать, - научиться некоторой степени молчания, первое условие, чтобы видеть, - научиться смотреть. Это кажется очевидным. Но это не очевидно из того, как мы относимся к этой теме. Вы прекрасно знаете, как мы слушаем друг друга. Пока человек говорит, мы в мыслях комментируем его слова, и в конце его речи у нас готово возражение ему. Мы не прислушивались к тому, что он говорил, мы вслушивались в то, что можем ему возразить. То же самое верно в отношении зрения. Очень редко мы смотрим в лицо человеку так, чтобы запомнить и увидеть его. Есть хороший пример этому в Писании и множество примеров в жизни.
Например, в рассказе про Авраама, как он проходил на своем пути через небольшое царство, и царь сказал ему: «Авраам! Как прекрасна твоя жена!». И затем текст прямо говорит: «Тогда Авраам поглядел на жену свою и увидел, что она прекрасна». Они были женаты к тому времени, вероятно, более ста двадцати лет. Не так ли мы поступаем все время?..
Он не смог дать ответ! - они слишком долго были женаты... И это чрезвычайно серьезно. Оно, конечно, звучит забавно, но это значит, что мы не видим людей и не слышим, что они говорят. Что касается слышания, тут дело обстоит некоторым образом еще хуже, потому что глазами мы способны по крайней мере узнать человека, опознать его, но так как мы трусливы, слушаем мы неохотно. Мы слушаем только слова, стараясь не брать на себя риск понять смысл, стоящий за словами; закрываем сердце, чтобы не брать на себя ответственность, чтобы не связываться с мыслью, с жизнью другого человека.
Не случалось ли вам, навещая больного, спросить его: «Ну, как ты сегодня?» - «Спасибо, все хорошо». И вы знаете, что вы не станете оспаривать это утверждение. Вы видите тоску в его глазах, слышите неуверенность в голосе, видите осунувшееся лицо, но вы ничего не говорите, потому что знаете, что если вникнуть, то вы окажетесь вовлеченными в ситуацию, а вы боитесь оказаться вовлеченными.
Мы должны смотреть в глаза, слышать голос, пытаться воспринять мысль, которую выдает и выражение лица, и тон голоса, идти дальше и дальше, рисковать до конца.
Это уже созерцательный подход. Так мы освобождаемся от самосозерцания. Мы разрушаем стены Иерихона и смотрим с тем, чтобы увидеть, слушаем с тем, чтобы услышать. И это созерцательный подход. Этому каждый может научиться, не сходя с места. У вас будет возможность проделывать такого рода упражнения в созерцании каждый раз, когда кто-либо встретится вам, каждый раз, когда кто-либо позвонит вам в дверь, каждый раз, когда на улице вам встречаются люди, ничем с вами не связанные, каждый раз, как вы пойдете в магазин. И это будет началом таких глубин проникновения, какие вам даст Бог в ответ на вашу открытость. В идеале мы должны научиться быть настолько свободными от себя, настолько постоянно чуткими, чтобы воспринимать и принимать все впечатления, полученные от ближнего и от Бога».
Протоиерей Евгений ПОПИЧЕНКО
Расшифровка: Юлия Подзолова