Природа  в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка. (развитие и формирование ребенка)

Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприя­тий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Од­нако далеко не все способны видеть эту кра­соту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не да­ется от рождения в готовом виде, а воспитывается.

 Природа повседневно воздейст­вует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он име­ет первый чувственный опыт, накап­ливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через ка­навку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рож­дения мы знаем, что крапива«куса­ется», а репейник «пристает»...

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом - жаркое), а луна - не всегда круглой. Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Задача роди­телей - помочь малышу обрести сугубо «чело­веческое видение» мира, которое формируется благодаря воз­можности усваивать опыт, преподносимый взрослыми.

Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сест­ры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в от­ношении к природному окружению ребенок по­вторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхища­ются шелковистой травкой, прозрач­ным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т.п., ди­тя, можно сказать, «с молоком мате­ри» впитывает эти эмоции и чувства.

И наоборот, ес­ли ребенок стано­вится не только свидетелем, но и соучастником бес­чинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вы­растет бездумным, жестоким. Если ма­ма собирает поле­вые цветы, а потом оставляет их вя­нуть на солнце, ма­лыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как все живое, страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Повторим: только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испыты­вать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейза­жей, восходом солнца, красотой моря, гор и т.п.  ребенок усваивает в раннем детстве не только через слово, но, главным об­разом, через поступки взрослых.Эти истины неотъемлемая часть в развитии и формировании ребенка

Приведем пример.

Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, ко­локольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: "Здравствуй, Са­шенька!". И нам будет грустно».

Так мама формирует у малыша доброе, лас­ковое, нежное чувство - чувство любви к жи­вому.

Или, стоя у березки, мама и ребенок хло­пают в ладоши. Мама читает стихи:

У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зелены косицы.

Затем мама показывает «рожки», как бы бо­дает березку:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка - в слезы!

Мама и ребенок берутся за руки и идут хо­роводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.

Такие сценки и словом, и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.

Какими еще приемами может пользоваться взрослый, при развитии и формировании ребенка, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?

  • Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, фор­му, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
  • Вызывать доброе чувство к рассматривае­мому природному объекту.
  • Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувст­вом» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Са­шенька, что ты меня ласково погладил!».
  • Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
  • Отождествляя природный объект с чело­веком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик-побегайчик и т.п.
  • Вводить элементы игры, побуждая малы­ша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и ка­кой она стала, когда выросла, и т.п.).
  • В присутствии малыша не допускать не­благовидного поведения по отношению к при­роде со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т.п.

Природа - это бесконечный источник эмоци­ональных состояний, неугасимого желания по­знавать.

Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые про­гулки в лес, на луг. Кто из родителей не наблю­дал этой бесконечной радости, счастья. Взрос­лый открывает ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления. Однако, на­правляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повсед­невной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению.

Главное, научить замечать необыкновен­ное в обыкновенном, сопровождать чувствен­ное познание словом, развивать ориентиров­ку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д.

Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш на­чинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает много­образие оттенков зеленого цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста рас­тения. Взрослый обращает внимание ребенка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла елочка. Обращает внимание на луг - желтый, белый или голубой от распустившихся на нем цветов.

Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Это взаимо­действие первой (восприятие предмета зрени­ем, слухом, осязанием и пр.) и второй (обозна­чение видимого словом) сигнальных систем способствует образованию обобщений, поня­тий. Это важно. Психологи отмечают: любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы -сенсорные, так и более сложные - мыслитель­ные. Успешное овладение той или иной дея­тельностью в значительной мере зависит от со­вершенствования и развития этих процессов.

Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучаю­щий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить вни­мание ребенка на природное явление, побу­дить задуматься над ним.

Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой,нельзя ограничиваться только внешним восприя­тием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), за­бывая о развитии эстетического восприятия.

Помощником образного, яркого, эстетичес­кого отражения явлений природы в слове яв­ляется художественная литература. Дети лю­бят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей.

Каждое время года имеет свои неповтори­мые особенности. Развивая тонкое восприя­тие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезон­ный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, за­пахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой - рассмотреть строение ветвей деревьев, заме­тить различные свойства снега и пр.

В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстети­ческого развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

Белякова Л.В.
развитие и формирование ребенка
Детсад "Березка". Пакшеньга, Вельский район, Архангельская область.

Согласитесь, работать и проживать в помещении оборудованном кондиционером намного комфортнее, чем без него. К тому же в летнюю жаркую пору - это единственное спасение от духоты и непереносимой жары. Для вас установка сплит систем panasonic cs yw9mkd заказ решит все проблемы.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить