Вы получили письмо и многое можете прочесть, что называется, между строк. Почерк отражает не только характер человека, но и его эмоциональное состояние в момент написания письма. Первым делом обращаем внимание на конверт. Имя и фамилия, расположенные ближе к левой стороне конверта (или картинки на нем), показывают, что ваш корреспондент контролировал свои эмоции, держал себя в руках, видно — по характеру это осторожный и предусмотрительный человек.
Если подпись смещена вправо— автор был раскрепощен и не думал о впечатлении, которое должно произвести его письмо. Обычно так пишут увлекающиеся натуры, не придающие значения мелочам, часто нерешительные и не приученные к бережливости. Подкрепляют это заключение сжатость и опущенность вниз последних букв отчества: человек ничего не рассчитывал заранее и писал, как писалось. Красиво и правильно расположенный адрес говорит лишь об одном: человеку внутренне присущи изящество и тяга к внешнему блеску.
Переходим к самому письму. Аккуратный листок свидетельствует о том, что автор приступал к делу с удовольствием. Наспех вырванный, с неровными краями наводит на мысль, что он писал в стрессовой обстановке. Поскольку одного-един- ственного признака недостаточно для заключения, осматриваем поля письма. Если поле слева больше, чем справа,— писавший дружественно расположен к вам, и ка его психику в данный момент ничто не давит. Если, наоборот, правое поле шире — человек был мыслями в будущем или это письмо для него — дань обязанности, проходной эпизод. В характере это указывает на порывистость, импульсивность и, возможно, недооценку своих способностей. Равная ширина полей свидетельствует только о внутренней культуре пишущего.
Теперь посмотрим, как изменяются поля сверху вниз. Если начало строк смещается вправо, то есть левое поле расширяется книзу, человек пишет в напряженной обстановке, либо он думает не то, что пишет, и пытается скрыть истинное положение вещей, или же у него жесткий дефицит времени— короче, что- то действует на его психику. В характере это выдает несбалансированность, противоречивость. Например, человек искренне стремится к бережливости, а на деле его кошелек пустеет с катастрофической быстротой.
Если левое поле книзу сужается — человек пишет под строгим эмоциональным контролем, а его натуру отличают самообладание и бережливость, доходящая до скупости. Вообще чем меньше поля (или их совсем нет), тем бережливее и, возможно, мелочнее пишущий. Большое поле сверху (письмо начинается не с самого верха страницы) говорит о ровном, спокойном отношении человека к тому, о чем он пишет. Сжатый сверху текст с большим полем внизу выдает отсутствие предусмотрительности, беззаботность.
Если письмо написано на нелинованной бумаге, интересно обратить внимание на то, куда ползут строчки — вверх или вниз. Если вверх, то это отражает оптимистичное настроение пишущего. Если вниз— ничего хорошего человек от жизни в ближайшем будущем не ждет.
Кое о чем может сказать и наклон букв в словах. Одинаковый по всему письму (вправо или влево) свидетельствует о твердо принятом решении по поводу содержания письма, но если наклон не выдерживается — изменяется в отдельных словах или части строки (то вправо, то почти прямо, редко — влево),— пишущий находится в нерешительности, возможно, в нем борются чувства и рассудок, или он испытывает какой-то внутренний разлад. Если при этом и величина букв меняется, то это явный признак нервозности, сильного внутреннего беспокойства.
Не так уж редко встречается нелюбовь к переносам — человек последнее слово в строке ужимает, насколько возможно, лишь бы не переносить. Это может быть признаком того, что в данный момент автор сидит без копейки денег, о чем бы он ни писал.
Присмотритесь повнимательнее к букве «м». Если левое плечо у нее выше правого, писавший находится в затруднительном положении, он попал в какую-то зависимость или его унижают. Если правое плечо выше — человек чувствует себя свободно, может быть, даже слишком, ему кажется, что у него в настоящий момент очень прочная позиция в жизни. Показательна и буква «д», вернее, ее хвостик книзу. Если этот завиток не круглый, а треугольный, у вашего корреспондента что-то не ладится в сердечных делах. О неискренности пишущего говорит особо вычурный нижний завиток у «д», изогнутый сильно стебелек и вообще — странности в написании этой буквы.
...Ваш ребенок пишет домашнее сочинение. Просмотрев его черновик, вы на основе сказанного выше многое сможете прочесть в его душе. Но тут обратите еще внимание на одну характерную ошибку, которая может в этом черновике встретиться. Это перестановка соседних букв, чаще всего двух согласных. Например, вместо «проткнул» «про- ктнул». Это явный признак того, что ваш ребенок встретился с какой- то непосильной задачей, что-то его гнетет. Значительно хуже обстоит дело, если переставляются не буквы, а целые слоги, например, из «лягушонок» получается «гуляшонок». Или меняются начала двух соседних слов: вместо «кукушка и петух»,— «петушка и кукух». Тут уже явный невроз, и нужно, не откладывая, обратиться к невропатологу.
Графология — увлекательная и серьезная наука. Ей сразу не выучишься, но, овладев тайной расшифровки характера по почерку, сколь многих ошибок в общении можно избежать!