Воспоминания о матери

Лукиной (Горбуновой) Людмилы Николаевны.

ГОРБУНОВА ЛИДИЯ ПАВЛОВНА (4.04.1925г.-21.03.1994г.)

Из «Трудовой книжки» Горбуновой (Третьяковой) Лидии Павловны.

Дата рождения: 4 апреля 1925 года

Место рождения: деревня Ефремковская Вельского района Архангельской области.

Сведения о работе:

В 1943 году по окончании Вельского педагогического института (получали неполное высшее образование) направлена на работу в Павлицевскую семилетнюю школу Устьянского района.

В 1947 году переведена в Усгьянскую среднюю школу учителем начальных классов.

В 1948 году по семейным обстоятельствам переведена в Пакшеньгскую семилетнию школу.

В 1961 году в связи с реорганизацией школы оставлена учителем начальных классов Пакшеньгской восьмилетней школы.

В1980 году уволена в связи с выходом на пенсию по возрасту.

В графе «Сведения о поощрениях и награждениях» 14 записей благодарностей за успехи в обучении и воспитании учащихся, за хорошую подготовку к районному смотру художественной самодеятельности, за успехи в трудовом воспитании учащихся, за многолетнюю работу. Награждена Почётными грамотами:

1975г. - грамота Вельского РОНО и РК Союза в честь 50-летия со дня рождения;

1975г. грамота школы в честь Международного года женщин;

1976г,- грамота школы в честь дня учителя и успехи учебно- воспитательной работе школы;

1977г. - грамота Вельского РОНО за активную методическую работу и в честь 60 — летая Великой Октябрьской социалистической революции.

1979г. - грамота за хорошую организацию работы школьной библиотеки; 1980 1980г. - грамота за хорошие успехи в воспитании подрастающего поколения и в связи с 55 - летнем со дня рождения.

Награждена медалью «Ветеран труда».

Это выписка из «Трудовой книжки» моей мамы - Горбуновой Лидии Павловны.

 

37 лет - сё трудовой стаж. 37 лет отдано школе, воспитанию детей.

9 выпусков - сотни учащихся, несколько поколений...Сотни писем, открыток со словами благодарности получала мама от своих воспитанников и всю жизнь бережно их хранила. Мне казалось, что она каждого ученика помнила по имени.

Для неё не было «плохих» учеников. «Слабые» -да, были. И всем она помогала, старалась, чтобы они не оставались па второй год обучения. Я хорошо помню, как слабые ученики приходили летом заниматься к нам домой (и это при маминой загруженности! Кто не знает, сколько летом в деревне дел, да тем более в многодетной семье, каковых в деревне было почти в каждом доме!) Я считала за счастье, когда мама позволяла мне своим ученикам диктовать диктанты, а потом вместе проверять. Как я радовалась, когда ученик справлялся с диктантом!

Из рассказов мамы помню, что желание стать учителем было у неё с детства.

Первые годы работы учителем в Павлицевской школе мама вспоминала с особыми чувствами: ведь именно там происходил процесс становления её как учителя, первые ученики, коллеги, новые друзья, подруги. В течение всей жизни мама переписывалась с подругой юности, коллегой-Карелиной Валентиной Ивановной, которая впоследствии, выйдя замуж, жила в селе Строевское Устьянского района.

Время было трудное: шла война, кругом горе, голод...Именно семья Карелиных и помогала маме выжить. Она это помнила всегда и была благодарна им. Рассказывала мама, как они с устьянскими школьниками собирали посылки на фронт: вязали носки и варежки; писали письма, рисовали рисунки. Победу ждали, в победу верили, победу пронесли в сердцах через всю жизнь! Её знали не из книжек, не из фильмов- её выстрадали, и боль не проходит никогда...

Мама вспоминала, как мать, Александра Ивановна, которая с утра до ночи работала в колхозе, чтоб прокормить семью (детей было четверо, Лида- старшая) отправляла её «в люди»: перелицевала старенькое пальто, справила хромовые сапожки (лёгкие, мягкие и красивые в сравнении с кирзовыми ботинками, в которых ходила, пока училась!) - почти похожа на учительницу!

Мама очень переживала за младших: брата Александра, который выполнял всю мужскую работу по дому (отец был на войне), за младших сестёр – Соню (она тоже стала учителем) и Галю, которая родилась перед самой войной.

Надо сказать, что меня всегда поражало, как трепетно, с большой любовью и заботой относились друг к другу мама с братом и сёстрами в течение всей жизни. Уже будучи семейными людьми, каждый год летом они приезжали к маме в гости и весь отпуск проводили вместе помогали но хозяйству, на сенокосе и других многочисленных деревенских делах.

Никогда я не слышала, чтоб они при любых обстоятельствах повысили друг на друга голос, никогда не ссорились, всегда подбадривали друг друга. Я думаю, вот этот талант - жить дружно, любить, помогать близким - наши родители передали нам, своим детям. Все мы, родные и двоюродные братья и сёстры, дружим, радуемся встрече, скорбим утрате, скучаем при долгой разлуке. Так учим и своих детей - любить ближнего своего...

32 года отработала мама в родной Пакшеньгской школе.

Уроки, педсоветы, политзанятия, курсы переподготовки, школьная библиотека, художественная самодеятельность, летняя практика, походы... Сколько их было!

Я помню, как мама каждый вечер, когда управится с хозяйством, после ужина, проверив уроки у нас, четверых своих детей,- садилась за стол и проверяла тетради учеников, а йогом писала планы уроков на следующий день. Меня всё это завораживало, я следила за этим процессом с упоением! Став постарше, я наблюдала, что этот «процесс», продолжался далеко за полночь. И как она всё успевала - одному богу известно! (И ведь не остановило меня всё это - работаю уже 34 года учителем.) Это участь всех сельских учителей, не только моей мамы. Так жили и работали коллеги мамы - Зоя Николаевна (моя первая незабываемая учительница!) и Тамара Васильевна (мой первый классный руководитель), Александра Александровна и Николай Иванович, Нина Андреевна и Александра Ивановна и многие другие.

Меня всегда поражали их взаимоотношения. Уважение, признание равного, порядочность, профессионализм, умение выслушать, поддержать в трудной ситуации -это было всегда! Умели дружить и веселиться. Для меня в памяти остались святыми встречи учительниц на днях рождения друг друга. Я с глубоким уважением и трепетом наблюдала, как учителя поздравляли маму с днём рождения у нас дома, как радовались друг другу, как смеялись над анекдотами из школьной же жизни - и как это было задорно и весело, но одновременно достойно и порядочно.

Помню, как мама каждый понедельник в 19.00. уходила на политзанятия. Пропустить было нельзя пи в коем случае. Приходила в десятом часу вечера -и снова за уроки, и тетради...

Очень запомнилась подготовка к Новому году. Мама всегда готовила спектакли. Книжка со сценариями у меня хранится - в ней даже до сих нор подписаны фамилии ребят, которые исполняли роли героев новогодних представлений. Каждый должен был прийти в новогоднем костюме. После уроков долго репетировали и шили костюмы - это я помню. А ещё за месяц до Нового года в спортзале разучивали новогодние хоровод и песни.

Врезался в память эпизод концерта, посвящённого 35-летию Великой Победы. Каждый класс инсценировал какую-либо песню о войне. Мама была ответственной за это мероприятие. Начальные классы инсценировали «Бухенвальдский набат». В конце инсценировки два сильных старшеклассника поднимали па плечи меня как девочку-символ мира. Как мне было страшно, что «высоко» и что «песня страшная, про войну» - я чуть не разрыдалась от страха! Концерт проходил в клубе (на месте пекарни), остался в памяти на всю жизнь.

Ярким воспоминанием является работа мамы в школьной библиотеке «на общественных началах, потому что её кабинет ближе всех находился с библиотекой». И это поручение мама выполняла достойно (о чём свидетельствует запись в трудовой книжке).

Отчётливо помню, как мы под руководством мамы и Зои Николаевны ходили на Рогово за саженцами берёзок и садили их вокруг нового здания школы...Сейчас это аллея высоких берёз!

Помнится, как во время летней практики мама «дежурила» на пришкольном участке (все лето по очереди учителя руководили практикой школьников-все ученики должны были отработать безвозмездно определённое количество дней). Особенно «сладкое» время приходилось на время сбора урожая малины и крыжовника. Ягоды продавали населению, а деньги (копейки!) передавались в школьную копилку.

Очень болезненно воспринимала факт, когда мама уезжала па курсы переподготовки в Архангельск: целый месяц её не было дома (а курсы были только летом). Сельский житель прекрасно представляет, сколько работы в это время: огород, сенокос дети. Зато встреча мамы, приехавшей из Архангельска,   - это незабываемый праздник; это гостинцы, это апельсины(их можно было купить только в Архангельске), это подарки и обновки (а мне- обязательно платье!).

Уже будучи на пенсии, мама вместе с Бураковой Лидией Ивановной стояли у истоков создания музея боевой славы Пакшеньги.

Я не представляю, кем могла быть моя мама, кроме как учителем...

Она была на своём месте. Она была хорошим учителем. Уверена, что так думаю не только я.

Она была хорошей матерью. Вырастили и воспитали вместе с папой (Николаем Евгеньевичем, участником Великой Отечественной войны, всю жизнь проработавшим рядовым шофёром) детей своих достойными людьми, всем дали образование.

А всех нас четверо: сын Александр(1953г.р.), 25 лет служил в Морфлоте, женат, имеет 2 дочерей, (обе с высшим образованием), есть внук.

Сын Павел (1954 г.р.), инженер-строитель, женат, имеет дочь (по образованию учитель), сына, внучку.

Сын Леонид (1956 г.р.), закончил Вельский совхоз-техникум, более 30 лет работает на военном заводе, женат, имеет сына и дочь (высшее экономическое образование),внучку.

Дочь Людмила (1959 г.р.), закончила АГПИ, 34 года работает учителем, замужем, имею 2дочсрей, закончили АГПУ, работают учителями.

Кстати, по скромным подсчётам, моя младшая дочь - семнадцатый педагог в нашей семейной учительской династии Третьяковых - Лодыгиных -Горбуновых!

И в заключение: моей маме, Горбуновой Лидии Павловне,4 апреля 2015 года исполнилось 90 ЛЕТ! Её не стало 21 марта 1994 года. Вечная память...

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить