Валентин Евгениевич Горбунов МОИ ВОСПОМИНАНИЯ - Вынужденная посадка

    Содержание материала

    ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА

    Восьмое марта 1948 года выдалось на редкость солнечным и тихим. А так как это был праздничный день, то руководство Вельского аэродрома выделило самолет-«кукурузник» «ПО-2», чтобы покатать желающих. Конечно, не за так, а за деньги. Не знаю, как уж вышло, но самолет отлетел от Вельска далеко в нашу сторону и заблудился. Кружил, кружил и, найдя подходящее место - большое ровное поле за нашей деревней - пошел на посадку. Поле было чистое, как белая скатерть.
    Мы, пацаны, да и девчата и взрослые тоже, с ближайших деревень, наблюдали за самолетом, а когда он сел на поле, то народ повалил со всех сторон.
    Наша деревня была рядом, и мы первыми оказались возле самолета. Правда, пришлось надевать лыжи, т. к. снегу было по пояс. А кто без лыж был, то смотрели сначала с дороги, но потом и они протоптали тропку к самолету, чтобы рассмотреть его вблизи.
    Летчик выбрался из кабины, когда мы подошли, и спросил, в какой стороне город Вельск. Кто был постарше нас, показали ему точное направление.
    Мотор самолета пилот на время заглушил, чтобы поговорить с нами. А чтобы завести его, надо было крутнуть за лопасть пропеллера. Летчик, подозвав одного парня постарше и объяснил ему, как надо крутить, в какую сторону и чтоб не попасть под лопасть винта: сам залез в кабинку. Люди, которые находились в салоне самолета (туристы), не выходили из него.
    Когда завели мотор и пилот дал полный газ, то всех, кто стоял сзади самолета, запуржило снегом, а некоторые даже и на ногах не устояли -попадали: такая была сильная струя воздуха от пропеллера.

    Снег был глубокий, и лыжи самолета проседали, отчего самолет не мог сдвинуться с места и взять разбег: Летчик сбавил обороты и крикнул нам, чтобы мы помогли сдвинуться с места - за крылья и за хвост. Когда стали помогать, то самолет начинал двигаться. Но только мы отцепились от крыльев, он опять стал как вкопанный.
    Тогда летчик попросил тех из нас, кто был на лыжах, чтобы протоптали для самолета две лыжни - колеи метров двести длиной. После этого, опять же с нашей помощью, самолет начал медленно двигаться по проделанным колеям. Но все равно не хватало ему силы и скорости, чтобы взлететь.
    Еще раз протоптали ему лыжами колеи, сделав их пошире и покрепче, и кое-как опять же подтолкнули с места. Самолет разбежался и взлетел. Сделал в воздухе прощальный круг и, помахав нам крыльями в знак благодарности, взял курс на Вельск. А мы смотрели ему вслед, пока он не скрылся из виду.
    Смеялись потом над незадачливым летчиком: мол, покатал туристов, и те весело провели Женский день в «кукурузнике».
    Мне-то на таком самолете не приходилось летать. А говорят, что в нем сильно укачивает, т. к. он иногда проваливается в воздушные «ямы».
    За свою жизнь, бывало, я летал: один раз на вертолете через всю Москву с аэропорта « Быково» на « Внуково», несколько раз на «ДОи-2», на «Ан-12», на «Ан-24», на «Ил-18», на «Ту-104», на «Ту-134», на «Ту-154», на «Як-40».
    Из всех этих самолетов лучше всех мне понравился самолет «Ил-18», на котором, бывало, летал сам Хрущев. Да и на вертолете интересно было посмотреть Москву с птичьего полета. Есть что вспомнить!..

    Please publish modules in offcanvas position.