Авторизация

    Из истории Пакшеньги. (по материалам собраным краеведом А.С. Кузьминым) - Из воспоминаний участника Цусимского боя Горбунова Степана Петровича

     

    Из воспоминаний участника Цусимского боя Горбунова Степана Петровича, записанные мною в 1949 году, будучи у него в гостях.

    Эти записи представляют большой интерес для новых поколений Пакшаров, в них много как из жизни самою Степана Петровича - его биографии, так и очень интересные воспоминания о службе на флоте в царское время, о походе эскадры Рождест­венского из Кронштадта на восток, на войну с Японией, бой в Цусимском проливе и плен в Японии.

    Большой интерес и об эскадре русских кораблей и япон­ской эскадре, название корабля и его ход / скорость/, кто были командиры кораблей ...

    Свою биографию он готовил к выступлению перед военными моряками Северного флота - в 194 8 году, куда он был приглашен на празднование  Дня Северного флота

    АВТОБИОГРАФИЯ

    Товарищи! Расскажу коротенько свою биографию. Жизненный путь мой был очень растяжимый и трудно-тернистый, родился в семье бедняка в 1876 году на Пакшеньге, Вельского уезда, Вологодской губернии (такое тогда было административное деление)

    Образованне получил в начальной школе - три группы, т.е трехклассное, дальше учиться не было возможности из-за бедности семейного положения, да и не принято было учить дальше, хотя многие дети и показывали хорошие способности в учении.

    С малых лет приобщили к работам по хозяйству, а когда подрос  работал на лесозаготовках, на сплаву и много у прежних богачей дома на Пакшеньге. Бывал и в Архангельске на лесопильных заводах.

    Призван на военную службу /царскую службу в то время/ в 1897 году и принят был 28 октября, определен на флот в го­род Кронштадт, в 3-й Флотский экипаж. То есть, принят в Балтий­ский флот.

    После прохождения строевой службы, был направлен командованием в учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота, куда и прибыл 1- го апреля 1898 года. Здесь нам устроили экзамены на проверку грамотности по 4-м предметам: чтение, письмо, арифметика и закон божий. Все эти испытание я сдал на круглые пятерки и был определен в 1-й класс - артиллерийского отряда.

    Затем с 1-го мая нас определили в учебное плавание на броненосце береговой обороны «Кремль», где командиром был капитан 1-го ранга Скрягин - 2-й. В плавании находились 4-е месяца. С 1-го сентября 1898 года и всю зиму 1899 года до весны занимались в классах на звание комендора.

    С весны 1899 года находился в плавании на броненосце «Первенец», где командиром был Рождественский и командующий эскадрой контр-адмирал Бирюлев, он же был командующим и в первую компанию плавания. После плавания, в 1899 году нам устрои­ли испытания по специальности. После успешной сдачи экзаменов был оставлен, как лучший, для продолжения учебы на унтер офицера. Здесь мне еще пришлось проучиться 1 год и 3 месяца до 1 - го января 1900 года.

    Весной и летом 1900 года - третья компания плавания проходила на броненосце «Адмирал Гренг», где командиром был капитан второго ранга Бестренсер.

    Очень требовательный: каждый день перед обедом ставил экипаж корабля во фронт. Командовал – «Руки вверх!» и приступал к осмотру рук, рабочего платья /рабочей одежды/ и плохо было тому, если найдет где дырку на одежде или еще какой неряшливости, то прибавлял срок плавания еще на два месяца и переводил на броненосец  «Адмирал Сенявин», который плавал не два месяца, а 4-е месяца, где командиром был капитан 1-го ранга Кисель-Загарниский.

    После плавания нам устроили новые экзамены на звание артиллерийского унтер офицера или квартирмейстера.

    25 января 1901 года меня в составе других моряков направили на Дальний восток в тихоокеанскую эскадру, где командиром был вице-адмирал Скрыдлов.

    Ехали железной дорогой: Оренбаум, Псков, Двинск, Вильно, Одесса...В Порт Артур прибыли 15 марта 1901 года. Из Одессы на параходе добровольного флота «Киев», через Суецкий канал.

    По прибытии в Порт Артур назначили на крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской», где командиром был капитан 1-го ранга Виндер Шкруф. В сентябре месяце ходили в Японию в Нагасаки и Кобе с заходом во Владивосток.

    Осенью того же года эскадра из пяти судов, в ноябре, пошла в Россию под командованием адмирала Чухнина. В составе эскадры был и наш «Дмитрий Донской», потом перевели меня на «Гиляк», а позднее на броненосец «Севасто­поль» где командующим был капитан 1-го ранга Мельницкий.

    Потом его сменил вновь прибывший черномор, капитан 1-го ранга Гри­горьев, который плавал два года, потом вступил новый командир - капитан первою ранга Чернышев, при последнем я уволился 30 ок­тября 1903 года...

    Забыл сказать, что летом 1903 года до уволь­нения из армии, ходили еще раз в Японию: были в Нагасаки, Кобе, Икогима с заходом в Токио, столицу Японии, из Токио вернулись во Владивосток.

    "Севастополь " поставили в док на осмотр и ремонт.

    Оставляли меня на сверхсрочную службу, но захотелось до­мой и я уволился в запас и по сибирской железной дороге приехал до Москвы, а потом на поезде Москва - Архангельск доехал до Коноши, и с Коноши пешком прибыл домой 6-го декабря 1903 года .

    Дома пришлось быть недолго - всего две недели, меня снова приз­вали в связи с войной с Японией, которая началась с 26 на 27 января 1904 года, в марте снова прибыл в Кронштадт во второй флотский экипаж. После на броненосец «Нетронь-меня», где командиром был капитан второго ранга Новаковский....

    Некоторое время были в охранении, плавали по финскому заливу, заходили в Хельсинки, потом по Балтике в Ревель, в Любаве сосредотачивалась эскадра Небогатова адмирала. Из Либавы вышли 2-го февраля 1905 года, Осматривал эскадру и провожал великий князь Алексей Александрович - начальник флота.

    До Скагена шли 7 суток. Тут сутки стояли, потом обогнули Европу, и зашли в Средиземное море, стояли сутки у берегов Испании, пополнили запасы угля и пресной воды. Потом остановка - остров Крит, простояли 3,4,5, и 6 марта посетила все суда королева Греции Ольга Константи­новна.

    Из бухты все суда вышли ночью на 7-е марта. После порта - Сайд, остановка была на 1 сутки в суецком канале, останав­ливались в Суеце и в Джибуте.

    Потом был большой переход Ин­дийским океаном, и не доходя до Малажского пролива в океане с транспортов грузили уголь, канун Пасхи - была Г7 апреля Пасха. Кругом эскадры были сторожевые суда.

    Здесь били приняты все меры предосторожности: орудия были все заряжены и прислуга у орудий не раздевалась круглые сутки - ждем минной атаки со стороны японцев. Но пролив прошли благополучно и 26 апреля соединились с эскадрой Рождественского.

    1-го мая объединен­ная эскадра двинулась на север к корейскому проливу.

    13 мая, стоит туман - нет просвета и пока плохо раз­личаем на правом траверзе четыре японских судна, орудия, дер­жим в полной боевой готовности.

    Ночь на 14 мая прошла не спокойно, но без боя, хотя никто не спал - все были готовы всту­пить в бой с противником, в четыре часа обед, весь день жда­ли нападения неприятеля. С подъемом флага увидели 4 японских судна на левом траверзе, у нас левая колонна выстрелила по 5-ть, 6-ть выстрелов из орудий и на одном из японских кораблей возник пожар и японская эскадра снова скрылась за горизонтом.

    В 14 часов показалась японская эскад­ра справа, шла полукругом, нашему курсу на перерез. До этого наша экскадра шла в два кильватера и тут стала перестраиваться в одну, а это требовало некоторого времен.

    Японцы торпеди­ровали и несколько наших кораблей пошли на дно. Началось заме­шательство в нашей эскадре, неприятель был по шесть кораблей в группе и действовал слаженно, продуманно.

    Около 6 часов вечера в наше судно попал снаряд большей силы и пробил около ватер линии борт нашего корабля. Началось быстрое заполнение отсека водой. По тревоге спасателей быстро задраили двери в другие отделения и тем самым судно осталось на плаву,но скорость движения упала.

    Перед наступлением темноты от пробоины пошли ко дну «Александр 3-й»,  «Бородино», и только один человек - матрос с «Бородина» спасся из 900 человек команды. А Рождест­венский на «Суворове» при взрыве был выброшен вместе со штабными 13 офицерами и поднят на миноносец «Бедовый», на котором пытались проскочить во Владивосток, но от большого напря­жения лопнули трубки главного двигателя / машины /, скорость упала и японские корабли догнали и пленили весь экипаж вместе с командующим эскадрой Рождественским.

    Наш броненосец «Ушаков» по сигналу адмирала Небо­гатова: «Держите курс за мной!» не мог быстро плыть из-за пробоины и мы стали отставать. Ход был не более 4-5 узлов в час.

    Утром 15 мая 1905 года, мы «ушаковцы» остались одни из русской эскадры.

    На горизонте ни дымки не было видно. Около 10 часов утра доносились громы выстрелов и разрывав и как потом выясни- лось - это японская эскадра окружила нашу эскадру Небогатого и корабли –«Николай 1-й» «Орел», «Сенявин» и «Апраксин» без боя сдались японцам в плен ни всему виноват адмирал Небогатов. Он без единого выстрела поднял белый флаг и сдался в плен японцам.

    Около двух часов дня нас догнали два японских крей­сера «Якулю» и «Ивати» и подошли близко, предлагая сдаться без боя.но командир «Ушакова» капитан 1-го ранга Маклай - Миклуха приказал: «Тревогу !». И мы открыли по японцам огонь из 10 дюймо­вых орудий,на одном из японских кораблей возник пожар и они немного отошли от нас и начали гвоздить по нашему раненому «Ушакову», осыпая нас градом снарядов и осколков, около 2-х часов в наш корабль попадает снаряд, пробивает борт против машинного отделения, другом снаряд попал в батарею возле кото­рой были снаряды - они взорвались и судно загорелось и начало крениться и тонуть.

    Последние слова командира корабля: «Спасай­тесь  братцы!». Был брошен большой спасательный круг на противо­положную сторону от противника. При взрыве снарядов на батарее погибли около 40 матросов команды, последним покинули бата­рею мичман Дитлов и командир 120 м/м орудия Горбунов Степан Петрович, то есть я.

    Снял я с себя всю одежду - сбросил быстренко и в воду…. Еще долго по плавающей команде нашего корабля японцы стреляли, потом, когда наш корабль скрылся совсем в воде - япон­цы ушли и вернулись через некоторое время, спустили шлюпку и стали подбирать наших матросов и спасли человек 70 из состава 550 человек.

    Попали в плен, в Японию - привезли сначала в город Сисебо, а затем в город Кумимото, где я пробыл до 8 января 1907 года. В январе, 9-го, на параходе «Киев» приплыли во Владивос­ток, а от туда поездом и прибыл домой на Пакшеньгу - 6-ro марта 1907 года.

    Так позорно окончилась русско-японская война - на море и на суше для России

    Тут надо отметить бездарность высших чинов русской эскадры - Рождественского и Небогатова, а на суше Куропаткина и Стесселя и им подобных.

    Очень уж был стар русский флот – оснащенный в основном паровыми котлами и скорость судов была много ниже, чем у японских кораблей. Сказалась и огромная от­даленность боевых действий от базы снабжения, такая огромная махина - две эскадры кораблей, плюс транспорты с углем, боеприпасами и другим снаряжением. Госпитальные суда и другие вспомогательные корабли были еще на более старых судах и еще более тихоходные.

    Вся эта громадина из Кронштадта и до Цусимского проли­ва шла на глазах Европы, Африки, Индии - и японцы знали каждый день, где находиться русские корабли.

    Все это мы поняли, находясь в плену... Жаль было моряков: погибли больше тысячи  не вступивши в бои с противником. Но те, кто всту­пил в сражение, как наш «Ушаков» дрались достойно, до последнего, пака корабль не скрылся под водой...

    ПРИМЕЧАНИЕ . все это мною записано в разные годы после Отечественной войны, Прошло без малого 50 лет. после Цусимского боя - все помню, как сейчас. Слишком большие были пере­живания, и все запомнилось: что видел, где был сам участником событий.

    К подготовке праздновання ДНЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

    Об этом я должен буду сказать военным морякам Северного флота. Куда меня пригласили на праздники. Еду в Архангельск.

    Дорогие товарищ!  Еще я рассказал кратко о своей жизни, о службе в царское время на флоте, о цусимском бое...

    А теперь коротенько о колхозе, в котором я живу и работаю, о колхозе им. Сталина Пакшенгского сельсовета, Вельского райо­на.

    Колхоз объединяет четыре населенных пункта /четыре де­ревеньки/, в каждой деревне своя бригада и всего в колхозе 4-е бригады, 70 хозяйств.

    Экономика такова: пахотной земли - 425 гектаров, с семи- польным севооборотом.

    План земледелия выполняем , как по сево­оборотам ,так и по культурам.

    • посеяно ржи – 75 гектаров
    • пшеницы - 48 га
    • ячменя - 40 га
    • овса  - 52 га
    • гороха -  26 га
    • льна    -21 га
    • картошки - 23 га
    • посев клевера, первый укос - 35 га, второй укос -27
    • пар   будем сеять озимые - 72 га
    • по овощам - 2 га
    • турнепс - 3 га

    Итого: 425 гектаров

    Весенний сев провели согласно производственного и рабочего плана за 12 - 15 дней - не выполняется в связи с погодными условиями и некоторыми упущениями в организации работ. Бывает сев затягивается и на 20 дней и более. Что греха таить.

    И по культурам то же бывают сдвиги - одних высеваем больше предусмотренных планом. Но этобывает в редких случаях, когда нет одних посевных материалов в том количестве которого требуется по плану, а других больше...

    2. К силосованию приступили 21 июня, на силос идет трава с заполосков, меж и менее пригодных для сенокошения. План, спущенный РАйЗО - 240 тонн уже выполнен.

    3. К массовой заготовке сена приступили 29 июня и к моей поездке на праздники сена было настогована к плану 39%

    4. Но товарищи! Сенокос - горячая пора в колхозе, все силы на заготовку сена. А кроме того подъем паров, вывозка навоза, перепахивание и боронование отнимает много рабочей силы от сенокоса. Поле под рожь надо готовить как положено...

    5. Теперь, о дисциплине! и распорядке дня…. Тут у нас много упущений, что и говорить. Есть планы, графики, нормы выработки - все предусмотрено…. А вот с выполнением их не всегда порядок...

    6. По государственным поставкам: по молоку наш колхоз давно уже план поставки государству выполнил и сдаем молоко сверх плана. /данных я не припомню и когда готовился к выступлению - выпустил этот момент из головы/. План сдачи яиц, шерсти - выполнен давно, по сенопоставкам - когда я поехал наши приступили к вывозке сена в Вельск, на сенопункт и на Шокшу в лесопункт. С планом сенопоставок кол­хоз всегда и в прошлые годы справлялся исправно. И теперь, вероятно, все 214 центнеров сена уже сдали полностью, пока я ехал до Архангельска.

    7. По мясу, здесь еще у нас до выполнения плана далеко - мясопоставки, обычно, проводим осенью. А пока наши бычки нагуливают вес и перед тем, как поставить скот на зимовку в скотние дворы, мы сдаем скот на бойню ...

    8. По животноводству: но крупному рогатому скоту план в выполнен на 8 голов, но наш колхоз близок к вы­полнению плана, заверяю вас товарищи, трехлетний план раз­вития по животноводству нами будет выполнен и перевыполнен.

    По поголовью овец - план выполнен, по поголовью свиней выполнен тоже. По курам план выполнен только на 80% к норме.

    9. Продуктивность наших коровушек низкая, мне стыдно сказать вам, просто неудобно - по плану должны надаивать 800 литров в год, а надаивают по  500-600 литров. Стыдно, что и говорить! Матка моя от козы надаивает столько же в год - 800 литров... Обсуждаем, признаем - мало, но поднять производитель­ность и продуктивность окота не можем, причин тут много и говорить я о них не буду... стоит отметить и тот факт, что отход молодняка бывает велик - связано с падежем скота. Да и отношение некоторых колхозников к своим обязанностям не у всех одинаково. От сознания многое зависит, вот возьмем ло­шадку - бывают случаи аборта кобылиц. Навалит воз потяжелее, подгонит ее с возом и, смотрит, выкинула кобыла...

    10. Теперь перейдем к выполнению политических ком­паний: план лесозаготовок установленный райисполкомом наш колхоз из года в год выполняет и перевыполняет. Знаем - стране нужен лес… Выделяем ежегодно рабочую силу на лесохимию и там наши колхозники установленный план по порошку, углю, спирту -выполняют и перевыполняют...

    Заверяю вас от всех тружеников колхоза им. Стали­на, что и впредь все хозяйственные и политические компании мы будем выполнять с честью.

    В такой торжественный час, приношу большую благо­дарность , и не знаю как выразить, не хватает моих мыслей                                                               и слов благодарить командование военного морского флота за приглашение меня на праздник!

    Да здравствует наш доблестный флот! Да здравствует весь личный состав моряков северного флота! Да здравствует наша могучая страна! Да здравствует Коммунистическая партия советского союза! Да здравствует товарищ Сталин!

    ПРИМЕЧАНИЯ: сейчас, когда я готовлю эти воспоминания к пе­чати на машинке, я припоминаю наши беседы - говорил больше сам, Степан Петрович Горбунов и меня удивляло, как много он помнит из пережитого, как много почерпнул из исторической литературы по цусимском бою признаюсь: все названия ко­раблей русской эскадры он помнил наизусть... но чтобы знать и количество орудий и их калибр, а потом и здесь стало все на место: корабли были построены но единому проекту и были однотипны, БРОНЕНОСЦЫ. ЭСМИНЦЫ... И плавал наш земляк на многих из перечисленных кораблях. А сам он артиллерист и без­условно знал орудия и их калибры и количество пушек на том или ином корабле.

    Очень сожалею, что одна из моих тетрадок с записями воспоминаний бывалого моряка, потерялась. В ней были сделаны мною его рассказы о его жизни после японской войны, о кол­хозном строительстве и другие сведения - живого участника тех или иных событий.

    Спросил я тогда Степана Петровича, скажите: вы там на встрече обо всем этом так и говорили морякам на празднике?

    - Heт! Не получилось… Когда я приехал в Архангельск, меня встретили товарищи из политотдела, увезли в штаб, и там я им передал черновик со своим выступлением, они прочитали

    мои записи и написали мне - напечатали на машинке все, что я должен был сказать морякам при встрече и на празднике... Об экономике колхоза кратко: выполняем все хозяйственные и политические компании… А вот Цусимском бое и о службе  на флоте подробнее и самое яркое в героизме русских военных моряков.

    Некоторые черновики с его конспектом выступления он передал мне, говоря: «Может пригодятся», и я их храню.

    Подготовил к печати краевед А.С. Кузьмин

    16 марта 1985 года.

    Город Вельск.

    Please publish modules in offcanvas position.