Воспоминания, рассказы о жизни в Пакшеньге - О деревне и деде Феоктете. Шаманина А.В.

    Воспоминания Шаманиной Анны Васильевны о  деревне и о своем деде Феоктете

    Шаманина Анна Васильевна родилась в д. Степанковская Пакшеньгского с/с, в 1913 году. Всю жизнь прожила в Судроме, проработала в Судромской школе учителем русского языка и литературы. Награждена орденом Знак Почета, медалями.

    … «Постройки в деревне стояли очень тесно. Строили обычно летнюю избу: большую, просторную, фасадом на дорогу. За ней двор с поветью, дальше хлевы, сбоку обычно пристраивали зимовку, избу, утеплённую, но как правило более тесную, в которой жили по зимам; неподалёку амбар; в дальнем конце усадьбы обычно гумно, где-то не очень близко баня. Наш дед, бывало, часто говорил: «Не дай бог  пожар, так пол деревни выгорит». Так и случилось в годы войны: в летнюю пору возник пожар, сгорело тринадцать ломов; загорелось середина деревни по обе стороны дороги; по деревне невозможно было проехать. Думали, что выгорит вся деревня, выбирались далеко за деревню.

    Вокруг Пакшеньги раскинулись поля; открытые, чистые, без кустарников. Да и вся-то она открытая, вся на виду почти, стоит на высоком месте. Посмотришь бывало в сторону Судромы, так в ясные летние дни крест судромской церкви хорошо был виден золотой звёздочкой».

     … Дед Феоктет родился в деревне Степанковская и был примерно 1857 или 1858 года рождения. Дед вспоминал, что во времена его детства деревня была примерно домов 15-17 и на его памяти разрослась до 75 домов. Дед помнил рассказы об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Вести об освобождении дошли из проповедей в церкви.

    Он часто вспоминал избы, топившиеся по - черному, т.е. избы были без труб, дым во время топки из печей выходил прямо в избу; помнил избы с волоковыми окнами, рассказывал детям, что вся одежда была портяная и без пуговиц, с завязками по воротнику.

    Дед Феоктет был сыном одинокой женщины - бобылки Манефы Арсентьевны. Чья она была, откуда взялась, дед никогда не вспоминал. Земельного надела Манефа Арсентьевна не имела, жила тем, что пасла коров у односельчан. Однако по тому, как она воспитывала сына нельзя сказать, что она была «глуповатой». Женщина старалась порадовать сына, сама шила ему рубашки и по воспоминаниям деда обшивала их по ворогу кумачом. Дед Феоктет был грамотным, другой дед (по матери) Платон и обе бабушки - безграмотные.

    Учились, как уже было сказано, в церковной сторожке. По уже девятилетним мать отдала его в работники в соседнюю деревню Ефремковскую с тем, чтобы он поучился крестьянскому труду, что было самым разумным в его ситуации.

    В 1860 году была открыта школа при Покровской церкви.

    В этой школе обучался дед  Феоктет  1857 года рождения, и он часто вспоминал о том, кто и как учил детей в школе: «Учились в церковной сторожке. Первым учителем был дьячок. Учили по - старому: буки, аз - ба, веди, аз ва, потом была учительница, правда имя не запомнил. Много внимания в школе уделяли красивому письму, поэтому до старости писал я красиво, и многие неграмотные крестьяне обращались с просьбой написать письмо»

    Дед умел делать всё, что требовалось в деревне: пахать, сеять, косить, сметать стог, загородить огород, при том так чтоб он был красивее, чем у других, высушить овин, измолотить, провеять зерно, а веяли то с лопаты, не веялкой; срубить хлев; починить обувь, шить ее не умел; шайки, ушаты, квашонки, бочки, кадки - всё было сделано его руками, умел плести всякие поделки из лыка: кузова, корзины, чернухи, солоники - всякую всячину: телеги, бороны были сделаны им самим, из кожи шил себе сумки, даже к старости фуражку себе сам смастерил; зимой в избе делал дровни, кресла, точил веретёна. Заодно выточил нам шашки, научил играть, нам же в забаву - волчок, а мне маленькую прясницу. Да и не припомнишь теперь всего. Причём большая часть предметов домашнего обихода делалась без железа, без гвоздя, ведь и гвоздь в хозяйстве - ценность, расходовали с расчётом».

    «Дед, когда подрос, а это было около 1880 года, отправился на заработки и в места более отдаленные. От нас обычно уходили в работники в Ярославскую губернию. сушили сухари, собирались группами по несколько человек и уходили пешком. Шли через Верховажье, на Чушевицы, через Шелоту, Тотьму... Вместе с каким - то Давыдом были пастухами несколько лет где - то в Даниловском уезде. Вспоминал какое - то село по реке Соть.

    Был дед и бурлаком на Волге и в извоз зимой нанимался. Кстати, вспоминал волжские сёла: едешь, говорит селом, да и уснёшь, соснешь часок, проснёшься, всё ещё тем же селом едешь. Нас всё удивляло в его рассказах.

    Потом каким - то образом попал в Питер. Работал на кожевенном заводе. Об условиях работы рассказывал так: зимой надо выкидывать кожи из наквасы из громадных чанов. Разденутся совсем, да в холодном сарае залезают в этот чан, в котором мокнут кожи, и выкидывают их из чана. Заболел рожистым воспалением кожи, свезли в какую - то больницу. Выздоровел, потом работал на винном заводе,

    В Питере же начал учиться в воскресной школе, по его рассказам знания в вечерней школе выходили за пределы начального образования, полученного в церковно-приходской школе, недаром из Питера дед привёз много книг, в том числе и учебник по русской истории и роман Вальтера Скотта. 

    Отец же ещё неженатым (это примерно 1910 год) ходил на заработки, нужно было накопить денег на содержание будущей семьи, уходил на всё лето «от снегу до снегу» вместе с друзьями. Нанимались рабочими, прорубали просеки, жили в лесу, где-то по Пинеге, а осенью выходили к Архангельску».

    В отхожие промыслы уходили на строительство Северной железной дороги, на лесозаготовки и сплав леса, уходили и в другие города Ярославль, Санкт - Петербург, в другие города в пастухи, няньки, девушки очень часто жили в услужении.

    «Каков был рабочий день крестьянки? Встань за три света до свету, затопи печь, сходи подай корму всему скоту, нагрей воды, приготовь пойло, разнеси всем, напои, приготовь завтрак, приготовь, что поставить в печь ко дню, надо ведь и испечь на семью было, мало вместе со всеми успеть на работу. А ведь летом в Пакшеньге на работу в шесть утра выходили только в ленивых семьях. Сколько одной чисто женской работы было с одним только льном: вырвать, высушить, околотить головки, разостлать осенью по пожне, снять, снова высушить, измять вручную, отрепать ( дважды), чесать, начесать, опрясть, постирать, побучить дважды, выполоскать да высушить, основать да выткать, да выбелить холст. А с пашней что делала: весной посеять яровое, потом испахать пары, изборонить, вывезти навоз, раскидать erо, снова вспахать. В августе посеять рожь. А страда - жатва... молотьба. Зимой вывезти всё сено, привезти дров. Одна работа набегала на другую. Как она всё успевала? Как могла? Жить без всякой надежды на просвет впереди, столько выносить на своих плечах, безо всякого участия от кого - либо». …

    (Брат Геннадий Васильевич, погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны в Восточной Пруссии при штурме города Кенигсберга).

    Please publish modules in offcanvas position.