У здания школы в д. Подгорье
1 ряд: Шаманина Нина Андреевна, Прилучный Александр Михайлович, Михайленко Тамара Марковна.2 ряд: Творилов Николай Иванович, Шаманин Петр Пантелеймонович, Смирнова Александра Ивановна, Творилова Александра Александровна, Горбунова Зоя Николаевна, Третьякова Валентина Евгеньевна, Онучина Анастасия Андреевна.Учитель! Слово это доброе, теплое и дорогое, писать надо бы, как и слово Родина, с большой заглавной буквы, потому как вмещает в себя оно огромный пласт переживаний душевных, трудов благодатных, знаний необходимых и безграничной, бесконечной любви к делу своему, к ученикам своим - любви взаимной и взаимно обогащающей.
Уважаем и любим тот учитель, который не преподает, а учит. Учит ненавязчиво, не вдалбливает знания, а делится ими бескорыстно и без остатка. Такого учителя любят, уважают, его слушают, ему внимают, его помнят и вспоминают всю жизнь. Мне очень повезло с учителями, большинство из них были именно УЧИТЕЛЯМИ, а не преподавателями.
О моей первой учительнице Александре Ивановне Петровой можно написать книгу. Сколько сил, добра, внимания и любви вложила она в нас, маленьких озорных деревенских ребятишек. Она не просто учила нас, она жила нами, заботами нашими, проблемами и радостями. Она и сегодня, в свои почти восемьдесят лет, живет нашими, ее учениками, заботами. Напротив дома ее мы восстанавливаем Часовню Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, а она, старенькая и больная, стоит у окна или выходит на улицу, садится на лавочку и молится, чтобы Господь помог поднять тяжелые бревна. И видит, что помогает, и тепло ей становится от мысли, что и она внесла свою лепту и молитвой помогла деткам своим выросшим, да и нам от доброго взгляда ее, воспоминаний и пожеланий добрых, тоже становится в душе тепло и радостно.
Учитель на селе - не просто учитель. Это образец, эталон, носитель нравственности и пример для всех; и детей, и взрослых. Он не имеет права позволить себе скандалить с соседями, выяснять отношения громко, по-деревенски и, не в силу своей образованности, а в силу того внутреннего достоинства, которое предполагает профессия, какую он выбрал - учить добру, порядочности и любви, быть всегда на виду у учеников своих и их родителей.
Дома у меня хранится небольшой мраморный квадратик - основание от настольного письменного прибора, подаренного мне более сорока лет назад за лучшее сочинение, посвященное столетию со дня рождения Ленина. И дорог мне кусочек этот потому, что на тыльной стороне его приклеена бумажная табличка с текстом написанным рукой моей учительницы Александры Александровны Твориловой, написанным так, что любой читающий его сразу же понимает, что это писал учитель русского языка.
Я показывал этот текст своим детям, когда они учились в школе, чтобы посмотрели они, как грамотно и красиво можно и нужно писать, теперь показываю внучке-школьнице и с гордостью говорю, как мне повезло, что я учился родному языку и литературе у настоящего УЧИТЕЛЯ, знающего, любящего свои предметы и умевшего передать знания эти своим ученикам. каждого из которых Александра Александровна помнила всю жизнь. Лет десять назад, вместе с семидесятилетней родственницей, приехавшей из Ейска и, к удивлению моему, тоже учившейся у Александры Александровны, мы решили навестить ее. Первыми словами старенькой учительницы были: «Сашенька Шаманина, ты совсем не изменилась. Все такие же огромные красивые глаза и такой же задорный смех и голос!» Вот он настоящий, с огромной заглавной буквы Учитель!
Николай Иванович Творилов - наш географ. Умный, начитанный, преданный своему делу человек, немножко неуклюжий и смешной. Он рассказывал нам про материки, про моря и океаны, а мы зачастую баловались и считали, сколько раз за урок он скажет свое фирменное: ,,э-э-э". У него был свой метод наказания, который состоял из нескольких частей. Сначала он ставил расшалившегося за парту, если это не помогало - ставил в проход между партами, потом к двери, а дальше путь лежал уже за дверь и это влекло за собой неминуемый поход в кабинет директора школы. Поэтому у двери все стояли ровно и тихо, иногда по несколько мальчишек в ряд. Звенел звонок, урок заканчивался, заканчивалось и наказание. Все довольные и счастливые бежали на перемену.
Нина Андреевна Шаманина, наша строгая и всегда подтянутая ,,немка. Так ученики во всех школах называют между собой учителей немецкого языка. Её повелительные Steet auf ! и Zetzen sict! мгновенно отрывали нас от парты или приклеивали к ней. Для того, чтобы навести порядок в классе Нине Андреевне достаточно было лишь окинуть его строгим взглядом. Мы не боялись ее, но всегда собранная, уверенная и деловая, она быстро дисциплинировала нас и настраивала на работу.
Вера Петровна Горячева - умница, красавица и душа школы. Мы пели с ней песни, рисовали, бегали кроссы, ходили на экскурсии в лес, в поле, к реке, измеряли какими-то допотопными приборами расстояние между деревнями и млели от гордости, когда она нас хвалила, а хвалила она нас всегда.
Василий Николаевич Шаманин - наш трудовик и физик. К нему, как ни к кому другому, подходит словосочетание "народный учитель". Он никому не ставил двойки в журнал, а вел ,как сейчас модно говорить, двойную бухгалтерию, по которой в тетрадке, простым карандашем отмечал все наши успехи и неудачи. Леньке, сыну его, удавалось добывать эту бухгалтерию и иногда чьи-то неудачи исправлять, на что Василий Николаевич, подводя баланс в конце четверти, недоуменно сам у себя спрашивал: - Почему тут четверка? Тут должна быть единица. Ну да ладно, и соглашался с четверкой. Чтобы не ходить пешком на работу, он купил себе мотоцикл и утром важно проносился мимо нас, весело бегущих в школу из Мараконской. После окончания уроков важность его пропадала, так как мы дожидались его у мотоцикла и хором кричали: «Василий Николаевич мы поедем с Вами!» Он пытался отбиваться, но все заканчивалось тем, что он хватал пару первоклашек, сажал их перед собой на бензобак, остальные плотно устраивались за его спиной. Василий Николаевич заводил мотоцикл, включал самую малую скорость и расставив ноги, чтобы ненароком не опрокинуться, обреченно отправлялся в путь. Иногда он останавливался у магазина, велел нам охранять мотоцикл, а сам быстренько отправлялся за товаром, который немедленно прятал в сумку. Добравшись до середины деревни, он останавливался у дома, где жил его друг Дмитрий Николаевич, сгонял нас с мотоцикла и шел в гости. Пока он гостил мы успевали сделать уроки и выходили гулять, не забывая, что Василию Николаевичу понадобится наша помощь. Мы гоняли мяч на спортивной площадке и завидев, выходившего не очень уверенной походкой, Василия Николаевича, облепляли мотоцикл и катили его домой. Сам хозяин техники шел за нами пешком. Василий Николаевич был многодетным отцом и относился к нам, ученикам, как и к своим детям - ровно, спокойно и уважительно, где-то строго, но чаще по - доброму, как и подобает отцу.
Я не учился в Пакшеньге в младших классах, но замечательных, добрых и прекрасных учителей Зою Николаевну и Лидию Павловну Горбуновых помню и всегда вспоминаю с теплотой и с грустью. Они были добрыми мамами для своих маленьких учеников и мудрыми советчиками для их родителей.
Директор школы - Александр Михайлович Прилучный - строгий, элегантный и очень справедливый. Те кому случалось бывать в его кабинете не по своей воле, после беседы с директором выходили от него немножко повзрослевшими, но не растерянными и униженными, а наоборот довольными и призадумавшимися. Александр Михайлович умел найти такие слова, которые проникали в самое сердце, Он не кричал, не оскорблял маленькую личность, он просто, спокойно и доступно объяснял ребенку, как надо себя вести, при этом обязательно выделял то хорошее, что было в ребенке.
Вот такие замечательные, умные и добрые учителя работали в Пакшеньге. С открытым сердцем и с распахнутой душой входили они в классы и знали, то там их ждут такие же открытые, любознательные и отзывчивые детские сердца. Они любили нас, как своих детей и любовь эта была взаимной! ОНИ НЕ ПРЕПОДАВАЛИ---ОНИ УЧИЛИ !
А. А. Творилова Н. И. Творилов Н. А. Шаманина В. П. Горячева
В. Н. Шаманин Л. П. Горбунова З. Н. Горбунова А. М. Прилучный
Л. Д. Гаркотин. 24 декабря 2012 г.