Добрая память живёт (Газета Вельская неделя. 6 декабря 2018 года, № 49(580))

    Воспоминания близкие и далёкие... Сколько их связано с моим отцом! Близкие - потому что, кажется, дотронься до них рукой - и они оживут, и снова будет рядом он, мой дорогой папка.

    И такие далёкие, уходящие корнями в моё детство...

    24 ноября 2018 года моему отцу Ивану Кузьмовичу Лодыгину исполнилось бы 100 лет.

     

    В книгах и газетах принято писать только о людях, достигших высот в жизни, сумевших громко заявить о себе на партийной и общественной работе, а чем запомнился мой отец, простой труженик, мне и односельчанам?

    Родился он в пакшеньге в крепкой крестьянской трудовой семье. В семье было пятеро детей, Иван - четвёртый. Образование папа получил начальное - четыре класса. А дальше, вместе с родителями, Кузьмой Дмитриевичем и Ольгой Ивановной, все дети работали сначала в своём единоличном хозяйстве, затем в колхозе, а зимой по направлению от колхоза деревенские работали в лесу.

    ВОЙНА

    Когда началась Великая Отечественная война, все трое сыновей из семьи ушли на фронт. Двоим, Николаю и Ивану, посчастливилось вернуться домой, а вот Павел так и сложил в чужой стороне свою голову. А был он, по рассказам, самым работящим, боевым, как теперь бы сказала моя внучка. -крутым! Отец мой был призван на фронт в 1942 году. Воевал, наскоро обучившись снайперскому делу, с тяжелейшими боями прошёл со своей военной частью от Москвы до Смоленска. В одной из боевых операций 1943 года был тяжело ранен в голову. После долгого лечения в госпитале приехал в отпуск домой по ранению. Сестра его уже жила к тому времени в Вельске. Вот к ней-то с ночного поезда и направился мой папа. Тётя Поля рассказывала, что ночной стук в окно поверг в смятение, а затем были рассказы и слёзы радости... Никак не ожидала она увидеть брата живым, ведь к тому времени уже отгоревала, получив на него «похоронку». Потом был недолгий отпуск и снова фронт, но уже санитарные части. Демобилизовался папа в 1946 году.

    В МОЁМ ДЕТСТВЕ

    Я не помню рассказов отца о войне. Наверное, слишком свежи и болезненны были воспо-минания, и не хотелось их бередить в мирное время! Нам, детям, из детства запомнились лишь военная форма отца (брюки-галифе особенно!), ремень, пилотка и награды, которые "носили" мои старшие братья, играя с друзьями "в войну".

    В послевоенные годы пакшары вместе со всей страной ударно трудились в колхозе и на сплаве леса, часто не доедая и не досыпая, получая за свой труд «палочки» трудодней.

    Наверно, с тех самых пор и стали односельчане обращаться к молодому ещё тогда человеку с уважением, по имени-отчеству, Иван Кузьмович. Был он высоким, сильным и крепким, но добрым и не конфликтным. Любимая его поговорка на всю жизнь: «Сам не дерусь -семерых не боюсь!»

    СЕМЬЯ

    Жизнь потихоньку налаживалась, да и молодость брала своё. Встретились мои родители. Совсем молодой девчонкой - ветеринаром приехала мама в Пакшеньгу, и просто не могла не обратить внимание на кудрявого темноволосого гармониста. Вот так и познакомились: она пела, он играл.

    Три сына и я, дочь родились в этом счастливом браке.

    Несмотря на достаточно большую разницу в возрасте (12 лет!) отношения в семье строились исключительно на любви, уважении и взаимной поддержке.

    Слабое здоровье мамы, её отсутствие, когда находилась на лечении в больнице, заставляли отца взвалить на свои плечи кроме тяжёлой колхозной работы и ухода за большим домашним хозяйством (скотина, печки, дрова, вода... да мало ли!), заботу о детях: собрать в школу и садик, помыть, постирать, накормить...

    До сих пор помню папкину «тюрю»: уходя на работу, в русскую печь он ставил горшок с мясом, картошкой, крупой или макаронами. Ожидалось, что это будет суп, но за день в печке это так всё разваривалось, что получалась супо-каша. И первое, и второе! Но было так вкусно, что мы ели, как говорится, «аж за ушами трещало»!

    С самого детства каждому из нас были распределены обязанности: наносить воды, дров, накосить на ночь скотине травы, вычистить хлев, убрать в доме. Очень сплачивали семью совместные работы в огороде и на сенокосе, или, когда полоскали бельё на реке в проруби (особенно, зимой, в мороз - на большую семью по нескольку бураков!), пилили, кололи и укладывали дрова.

    И ещё: семья никогда не садилась ужинать без отца. Никогда! Чтобы он не задерживался допоздна на работе, после школы бежали помогать ему или на телятник, когда работал на откорме, или на пастбище, когда был пастухом, выполнив до этого всю работу по дому.

    АВТОРИТЕТ

    Получивший только начальное образование, отец был очень интересным собеседником, отлично знал географию, неплохо разбирался в политике, с ним можно было поделиться секретами и получить совет.

    Мама поддерживала авторитет отца: прежде, чем принять решение о какой-либо, пусть самой пустяшной покупке (в нашей семье она была своеобразным «кассиром»), отправляла спросить у отца, а он, в свою очередь, всегда улыбался в ответ: «Как мать решит!».

    А по-деревенски и мама, и все мы, дети, именовались не по фамилии «Лодыгины», а например, как я - Лёлька Ивана Кузьмовича.

    ПАМЯТЬ

    Прожив на земле 65 лет, вырастив детей, честно отработав в колхозе, мой отец на протяжении всей жизни сумел сохранить добрые отношения со своими односельчанами и так и остался для людей: дядя Ваня - для молодых, и, уважительно, Иван Кузьмович, - для людей постарше.

    А для нас, детей, он -пример Отца, Мужчины, Человека с большой буквы, гражданина и патриота своей малой родины, замечательного труженика, не искавшего славы, а просто жившего свой век на родной земле.

    Ольга Сидорак

    Please publish modules in offcanvas position.