Прочитал на дверях Пакшеньгского магазина объявление о добровольной сдаче земельного пая (8 га) в пользу сельской администрации и задумался. По-видимому, земля в Пакшеньге скоро будет стоить кучу денег и кто-то хочет на дармовщине поправить свое материальное положение. Это предположение основано на собственном горьком опыте, так как являюсь владельцем бросовой земли (4,2 га) на лесном поле в Раменье.

О трудностях и проблемах сельского хозяйства знаю не понаслышке. Работал в свое время дояром, механиком на ферме, водителем автомобиля, бригадиром растениеводства, руководителем арендного звена в животноводстве. На моих глазах разваливалась колхозно-совхозная система, основанная на строгой дисциплине. С падением авторитета КПСС, стремительно стало разрушаться сельское хозяйство и нужно было как-то выживать. Взял с напарником в аренду скотный двор на откорм быков в д. Раменье.

Бумаги и времени не хватит чтобы описать все мытарства самостоятельной трудовой сельской жизни. Труднее всего было наладить доверительное отношение с работниками фермы. Если вспомнить, то первых арендаторов и фермеров не редко поджигали. Борьба старого и нового неизбежна, очень часто прежняя система одерживала верх. Видя, что на Раменской ферме дела идут успешно, а ОПХ «Лодыгинское» терпит убытки, то нам стали вставлять палки в колеса. Не смотря на плачевное экономическое положение с падением рубля, в хозяйстве регулярно поднимали зарплату, а арендному звену «заморозили». Когда работники фермы зароптали, то им «конторские» предложили отказаться от аренды и тогда они будут получать деньги наравне со всеми.

Чтобы избежать «бунта на корабле» пришлось пойти на правонарушение, в результате которого попал на скамью подсудимых. Меня судили за недостачу нескольких голов скота. Благодаря хорошему адвокату я остался на свободе. После моего ухода с Раменской фермы, рабочий коллектив на прежней системе труда просуществовал недолго. Быстренько «съели» всех быков и скотный двор закрыли. Оставшись без присмотра хозяина, животноводческая ферма была растащена по кирпичику, как это делается сейчас в Пакшеньге.

После краха с арендой надо было как-то выживать. Узнав от друзей, что фермерам дают бесплатно 100 кубов строительного леса, который можно было продать, решил открыть крестьянское хозяйство. Пока оформлял бумаги, закон изменился, лесобилет давали, но за деньги. Мол, ты сначала построй, а потом мы придем, посмотрим и вернем тебе деньги. Как говорится, получился облом. Позарился на быстрые деньги и стал заложником земельной реформы.

Долгое время нас «бумажных» фермеров не трогали, но вот недавно стали штрафовать за неиспользование земли. Дважды был на допросе у чиновника в земельном комитете и дважды был материально наказан.

Интересно получается, это что современное крепостное право? Причем невозможно отказаться от земельного надела. Требуют новый кадастровый паспорт, который стоит немалых денег.

Знают  господа земельные чиновники, что народ бедствует, этим и пользуются до поры до времени. Вместо того, чтобы создать условия при которых будет выгодно обрабатывать землю, народные избранники решили использовать принудительные работы на собственных наделах.

Ели нам «бумажным» фермерам, государство землю подарило в вечное пользование, то в Пакшеньге бывшие труженики колхоза «Россия» свои земельные наделы честно заработали многолетним трудом. Если и передавать землю во владение сельской администрации, то только лишь в аренду, грамотно составив договор. Власть на всех уровнях окончательно оторвалась от народа и утратила доверие.

 На мой взгляд, жителям Пакшеньги надо организовать собрание пайщиков, на котором выбрать себе умного лидера и сообща решить, как жить дальше. В этом селе (храм есть, значит, село) много трудолюбивых и толковых людей. Не все еще спились, не все деградировали. Близость города, хорошей дороги и обширных полей делают Пакшеньгу лакомым куском. Вполне вероятно, агрофирма «Важское» желает завладеть земельными угодьями этого поселения. Земля отдохнула, не успела еще покрыться деревьями (как в соседнем Раменье) и требует минимум вложений, а отдача будет несколько лет (три года) огромной. Главная проблема в Пакшеньге, это современная сельскохозяйственная техника, но и ее при желании можно решить. Все остальное в бывшем колхозе-миллионере «Россия» пока еще есть.

Пакшеньга, Вельский район, Архангельская область