За свою долгую жизнь много раз бывал в древ­нейшем городе, жемчу­жине Русского Севера, Каргополе. Обилию вели­колепных храмов радует­ся дух. Казалось бы, все местные жители, живя на святой земле, должны быть глубоко верующими людьми. Но в реальности каргопольцы по какой-то причине не спешат обра­щаться к Богу.

Поскольку я являюсь жителем г. Вельска и временами пишу статьи на духовные темы в мес­тные газеты, как православный христианин, радеющий за мно­гострадальную Россию, возго­рел желанием как-то помочь старинному городу. Из своего опыта знаю, чтобы материал не пылился в столе у редактора, то не плохо бы посоветоваться с кем-либо из сотрудников печат­ного издания.

 

Мне повезло в редакции рай­онной газеты г. Каргополя. Я сра­зу попал на человека освещаю­щего религиозную тему - Ната­лию Змееву. Как говориться, ры­бак рыбака видит издалека. Не пришлось долго объяснять жур­налисту, хорошо знающему своё дело, цель своего визита. План моих будущих действий был . одобрен, дело осталось за малым - осуществить их на практике. А планы были такие: прибыть в Свято-Александро-Ошевенский мужской монастырь и испытать себя в качестве трудника - пер­вой ступени на пути к монаше­ству. Увидеть своими глазами, испытать на собственном опыте нелёгкий труд инока - воина Хри­стова. Инок - иначе живущий.

И действительно, здесь на территории монастыря всё по другому, всё не так, как в миру. Инок смиряет дух свой послуша­нием настоятелю, зная, что дру­гого пути к спасению души не найти. Все действия в обители совершаются по благословению батюшки. Если проявишь свое­волие, то, как бы ты не старал­ся, все труды твои будут напрас­ны. Либо вовсе не получится начатое дело, либо результат твоей кропотливой работы будет ничтожным, потому что нету Бо­жьего благословения. Жизнь в монастыре намного строже, чем в армии. Подъём в 5 часов утра, затем братский молебен в над- вратном храме Николая Чудот­ворца, затем в 7.30 трапеза, по окончании которой отец-намес­тник определяет каждому послу­шание по его силам. Всё долж­но быть по строгому расписа­нию, или правильно сказать - по уставу. Как наказывал будущим насельникам основатель мона­стыря, великий подвижник пре­подобный Александр Ощевенский. Святые не оставляют без покровительства мест своих подвигов. Хотя обитель только начинает возрождаться из руин и большая часть монастырских построек находиться в развали­нах - дух первого игумена не­зримо присутствует в этом свя­том месте. Здесь забываешь про усталость, здесь дышится легко и свободно. Наместник монастыря, отец Киприан сразу покорил меня своим добрым, чутким и отзывчивым сердцем. Но к нарушителям устава отно­сится строго. Если человек не хочет принимать душеполезное лекарство послушания, то ба­тюшка благословляет гордеца покинуть стены обители. Множе­ство кандидатов в иноки за два с половиной года побывало на послушании у отца Киприана, но мало кто удержался. Был такой период, когда батюшка оставал­ся совсем один. Другой бы, воз­можно, испугался бы трудно­стей. Но отца Киприана непре­менно укреплял Господь, через своего великого чудотворца - преподобного Александра.

Святая обитель притягивает к себе туристов и паломников. Некоторые отваживаются вхо­дить в развалины Успенского собора даже с детьми. Люди твёрдо верят, что где-то тут, под грудами камней, покоятся мощи основателя этой знаменитой обители. Восстановить собор уже вряд ли удастся. Хотя бы навести порядок внутри храма. Для выполнения этих работ нуж­на техника и средства, которых пока не предвидится.

Тщанием одной Питерской фирмы, на средства которой были приобретены семь колоко­лов, планируется выделение денежных средств на частичное восстановление колокольни. Я пытался узнать у отца Киприа­на имена благотворителей, но они пожелали остаться неизве­стными. Ведь нам заповедано творить милостыню втайне, что­бы Бог дал явно. Может, у кого- то из читателей возникнет воп­рос: «Зачем тратить время и деньги на восстановление мона­стыря лежащего в руинах?» Такой вопрос может задать лишь человек, не радеющий о своей вечной душе.

В монастырях, в отличие от приходских храмов, богослуже­ние идёт каждый день. Труд и не­престанная молитва - оружие и щит воина Христова. Хорошо зная об этом, наместник обите­ли приложил много сил для вос­становления надвратного храма. Ежедневно утром и вечером кан­дидаты в иноки молятся о здра­вии, поминают усопших, воспе­вают хвалу святым угодникам земли Русской. Нас, трудников, батюшка ласково называет бра­тьями! Ежедневно на вечерней молитве батюшка кается перед нами и просит у нас прощения, и мы, в свою очередь, следуем его примеру. Неся подвиг послуша­ния на святом месте, можно ско­рее быть услышанным Богом, и по молитвам великого чудотвор­ца преподобного Александра по­лучить исцеление душевных и телесных недугов. Уже известны несколько случаев, когда от мас­ла, освящённого у преподобно­го, верующие избавлялись от недуга. Вероятно, в скором вре­мени одному из праведников от­кроется точное местонахожде­ние мощей преподобного Алек­сандра, и они, наконец-то, будут обретены. Батюшка признался мне, что немного боится этого, поскольку вместе с обретением мощей мир~и!:покойствие будут нарушены большим числом же­лающих приложиться к нетлен­ной святыне. Ведь главная цель его, не только восстанавливать монастырские строения, но и спасать заблудшие души. Ведь ради этого он и’призван Госпо­дом к пастырскому служению.

Семь дней проведённых мной в трудах и молитве в стенах древней обители пролетели как один день. Я, как мог, старался быть послуш­ным трудником. Теперь у меня есть небольшой практический опыт иноческой жизни, а ярких впечат­лений хватит надолго. Может, уже в ближайшее время, по воле Божией, я вернусь в эту прославлен­ное Преподобным Александром обитель и стану монахом.

По благословению наместника Свято-Александро- Ошевенского мужского монастыря иеромонаха Киприана (Чухлеба)