За свою долгую жизнь много раз бывал в древнейшем городе, жемчужине Русского Севера, Каргополе. Обилию великолепных храмов радуется дух. Казалось бы, все местные жители, живя на святой земле, должны быть глубоко верующими людьми. Но в реальности каргопольцы по какой-то причине не спешат обращаться к Богу.
Поскольку я являюсь жителем г. Вельска и временами пишу статьи на духовные темы в местные газеты, как православный христианин, радеющий за многострадальную Россию, возгорел желанием как-то помочь старинному городу. Из своего опыта знаю, чтобы материал не пылился в столе у редактора, то не плохо бы посоветоваться с кем-либо из сотрудников печатного издания.
Мне повезло в редакции районной газеты г. Каргополя. Я сразу попал на человека освещающего религиозную тему - Наталию Змееву. Как говориться, рыбак рыбака видит издалека. Не пришлось долго объяснять журналисту, хорошо знающему своё дело, цель своего визита. План моих будущих действий был . одобрен, дело осталось за малым - осуществить их на практике. А планы были такие: прибыть в Свято-Александро-Ошевенский мужской монастырь и испытать себя в качестве трудника - первой ступени на пути к монашеству. Увидеть своими глазами, испытать на собственном опыте нелёгкий труд инока - воина Христова. Инок - иначе живущий.
И действительно, здесь на территории монастыря всё по другому, всё не так, как в миру. Инок смиряет дух свой послушанием настоятелю, зная, что другого пути к спасению души не найти. Все действия в обители совершаются по благословению батюшки. Если проявишь своеволие, то, как бы ты не старался, все труды твои будут напрасны. Либо вовсе не получится начатое дело, либо результат твоей кропотливой работы будет ничтожным, потому что нету Божьего благословения. Жизнь в монастыре намного строже, чем в армии. Подъём в 5 часов утра, затем братский молебен в над- вратном храме Николая Чудотворца, затем в 7.30 трапеза, по окончании которой отец-наместник определяет каждому послушание по его силам. Всё должно быть по строгому расписанию, или правильно сказать - по уставу. Как наказывал будущим насельникам основатель монастыря, великий подвижник преподобный Александр Ощевенский. Святые не оставляют без покровительства мест своих подвигов. Хотя обитель только начинает возрождаться из руин и большая часть монастырских построек находиться в развалинах - дух первого игумена незримо присутствует в этом святом месте. Здесь забываешь про усталость, здесь дышится легко и свободно. Наместник монастыря, отец Киприан сразу покорил меня своим добрым, чутким и отзывчивым сердцем. Но к нарушителям устава относится строго. Если человек не хочет принимать душеполезное лекарство послушания, то батюшка благословляет гордеца покинуть стены обители. Множество кандидатов в иноки за два с половиной года побывало на послушании у отца Киприана, но мало кто удержался. Был такой период, когда батюшка оставался совсем один. Другой бы, возможно, испугался бы трудностей. Но отца Киприана непременно укреплял Господь, через своего великого чудотворца - преподобного Александра.
Святая обитель притягивает к себе туристов и паломников. Некоторые отваживаются входить в развалины Успенского собора даже с детьми. Люди твёрдо верят, что где-то тут, под грудами камней, покоятся мощи основателя этой знаменитой обители. Восстановить собор уже вряд ли удастся. Хотя бы навести порядок внутри храма. Для выполнения этих работ нужна техника и средства, которых пока не предвидится.
Тщанием одной Питерской фирмы, на средства которой были приобретены семь колоколов, планируется выделение денежных средств на частичное восстановление колокольни. Я пытался узнать у отца Киприана имена благотворителей, но они пожелали остаться неизвестными. Ведь нам заповедано творить милостыню втайне, чтобы Бог дал явно. Может, у кого- то из читателей возникнет вопрос: «Зачем тратить время и деньги на восстановление монастыря лежащего в руинах?» Такой вопрос может задать лишь человек, не радеющий о своей вечной душе.
В монастырях, в отличие от приходских храмов, богослужение идёт каждый день. Труд и непрестанная молитва - оружие и щит воина Христова. Хорошо зная об этом, наместник обители приложил много сил для восстановления надвратного храма. Ежедневно утром и вечером кандидаты в иноки молятся о здравии, поминают усопших, воспевают хвалу святым угодникам земли Русской. Нас, трудников, батюшка ласково называет братьями! Ежедневно на вечерней молитве батюшка кается перед нами и просит у нас прощения, и мы, в свою очередь, следуем его примеру. Неся подвиг послушания на святом месте, можно скорее быть услышанным Богом, и по молитвам великого чудотворца преподобного Александра получить исцеление душевных и телесных недугов. Уже известны несколько случаев, когда от масла, освящённого у преподобного, верующие избавлялись от недуга. Вероятно, в скором времени одному из праведников откроется точное местонахождение мощей преподобного Александра, и они, наконец-то, будут обретены. Батюшка признался мне, что немного боится этого, поскольку вместе с обретением мощей мир~и!:покойствие будут нарушены большим числом желающих приложиться к нетленной святыне. Ведь главная цель его, не только восстанавливать монастырские строения, но и спасать заблудшие души. Ведь ради этого он и’призван Господом к пастырскому служению.
Семь дней проведённых мной в трудах и молитве в стенах древней обители пролетели как один день. Я, как мог, старался быть послушным трудником. Теперь у меня есть небольшой практический опыт иноческой жизни, а ярких впечатлений хватит надолго. Может, уже в ближайшее время, по воле Божией, я вернусь в эту прославленное Преподобным Александром обитель и стану монахом.
По благословению наместника Свято-Александро- Ошевенского мужского монастыря иеромонаха Киприана (Чухлеба)