Несмотря на то, что изменение количества туристов, посетивших город на Неве в 2013 году, оценено как положительное (+3%), прирост оказался наименьшим за все последние годы. И теперь уже очевидно, что без максимальных усилий по продвижению Петербурга на внутреннем и международном рынках одновременно с решением его инфраструктурных проблем, не обойтись.

    Одной из важнейщих коммуникационных систем жилых помещений, является система вентиляции

     

    Итоги года недавно были подведены на расширенном заседании Комиссии по въездному туризму Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. Как заявил председатель Комитета по развитию туризма Петербурга Дмитрий Сачков, «число туристов, побывавших в городе в 2013 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось примерно на 3% и составило около 6,2 млн. человек». С учетом того, насколько «совершенна» используемая сейчас система учета турпотока, прирост находится в рамках статистической погрешности и вести речь об увеличении количества туристов в Петербурге не корректно.

    Стоит напомнить, что в начале 2013 года занимавший в то время должность председателя Комитета по развитию туризма Александр Шапкин (в настоящее время он является заместителем Дмитрия Сачкова) говорил о вероятном росте турпотока на 6-7%. Его прогнозы не оправдались. Вместе с тем статистика свидетельствует, – число приезжающих в Петербург гостей продолжает расти. По данным «Пулково», в прошлом году услугами главных воздушных ворот северной столицы воспользовались 12,8 млн. человек – на 15,2% больше, чем в 2012. По оценке руководства паромной компании St. Peter Line, её пассажиропоток в 2013 превысил 700 тыс. человек, причем около половины из них – иностранцы. Выросло и количество морских круизных пассажиров – в прошлом году их было в Питере около 550 тыс. человек (+11% к 2012 году). Наиболее значимыми для Петербурга остаются турпотоки из Германии и Китая, а в качестве перспективных рынков профессионалы турбизнеса называют страны Латинской Америки, Японию и Индию.

    Что касается внутреннего турпотока, то в России Питер остается весьма популярным направлением практически для всех ее жителей. И спрос на Петербург как туристическую дестинацию внутри РФ обещает расти, поскольку реализованная в конце 2013 года программа детского туризма «Моя Россия: Град Петров» признана удачной. Благодаря ей в северной столице побывало около 18 тыс. детей из 29 регионов страны. С каждым годом увеличивается и посещаемость ведущих музеев Петербурга. Государственный Эрмитаж принял в прошлом году 2,8 млн. посетителей, из которых 900 тыс. – организованные иностранные туристы. Русский музей – 1,12 млн. человек (примерно на 15% больше, чем в 2012). Количество посетителей Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» за прошлый год впервые превысило 3 млн. человек (на 275 тыс. больше, чем годом ранее), а музей-заповедник «Петергоф» поставил рекорд посещаемости, приняв почти 4,9 млн. гостей. Практически все основные музеи Петербурга и его окрестностей, включая «Царское Село» (2,2 млн. посетителей, +11%), «Павловск» (1,1 млн., +12%) и «Гатчина» (270 тыс. человек, +11,8%), демонстрируют уверенную прибавку количества желающих осмотреть их экспозиции. И это неудивительно, поскольку, стремясь шагать в ногу со временем, они предлагают новые интересные услуги. Как же так получается, что в питерских музеях аншлаг, аэропорт и морской пассажирский порт фиксируют солидные прибавки пассажиропотока, а туристов больше не становится? Причин много. Например, несовершенство системы учета: значительная часть гостей города, самостоятельно организующих поездки в Питер, остаются незамеченными. К примеру, в 2013 году на учет в городских средствах размещения встали 2,12 млн. человек при турпотоке более 6 млн. Еще одна причина – отсутствие внятной политики продвижения города как внутри страны, так и за рубежом. Следующий камень преткновения – проблемы инфраструктуры Питера. Все это и многое другое «тормозит» турпоток в Петербург: такими темпами достичь желаемого показателя в 8 млн. туристов к 2016 году удастся вряд ли. «Город-пробка» Главным «тормозом» в развитии въездного туризма Петербурга названа транспортная проблема: впервые за многие годы она обошла неизменно занимавшую первое место высокую стоимость турпакета. «У нас были ситуации, когда туристы, отъехав на автобусах от «Морского Фасада», сразу вставали в «пробку» и, простояв в ней более двух часов, разъяренные, возвращались на корабль, - констатирует ситуацию генеральный директор компании «Арктур Тревел» Елена Мальченок. – А на вечерние программы из-за невозможности преодолеть «пробки» они ездили на метро вместе с толпами местных жителей». По оценке экспертов, сейчас дорожная инфраструктура Петербурга не соответствует потребностям крупного туристического центра России и не в состоянии обеспечить комфортное пребывание туристов. Кроме дорожных «пробок», которые не только ломают график движения туристов по программам, а даже приводят к их опозданию в аэропорт, основная сложность возникает с местами стоянок туристических автобусов. Отельный фактор Кроме того, в городе по-прежнему не хватает бюджетных (3*) объектов размещения, а музеи, транспортные компании и учреждения общественного питания систематически повышают цены. Однако на фоне падения рубля общая стоимость турпакета удерживается в приемлемых пределах. Вместе с тем, основной тенденцией 2013 года на рынке дорогих гостиниц города на Неве стал значительный рост доходности номеров на фоне мало изменяющихся показателей их загрузки. «2013 год оказался удачным для гостиничного рынка северной столицы: в каждом сегменте, от экономичного до люксового, показатели доходности на номер (RevPAR) выросли на 15% и более. - подчеркивает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании Jones Lang LaSalle Дэвид Дженкинс. - После нескольких сложных для этого сектора лет такое увеличение было долгожданным, и теперь отельеры и владельцы гостиниц с оптимизмом смотрят в 2014 год». Аналитика показывает: цены на размещение в качественных отелях Петербурга продолжают расти. К примеру, рост среднего тарифа в люксовом сегменте гостиниц северной столицы в 2013 году составил 14% (тариф вырос до показателя в 11,3 тыс. рублей), а в среднем сегменте цены увеличились на 14% (до 2,7 тыс. рублей). Соответственно росла и доходность на номер, которая в люксовом сегменте увеличилась на 16%, в верхнем – на 17,5%, а в среднем – на 17%. На фоне серьезного роста доходности увеличение их заполняемости выглядит скромнее. Так, по данным Jones Lang LaSalle, загрузка люксовых гостиниц города в 2013 году прибавила только 2%, верхнего ценового сегмента – на 4,5%, а среднего – на 3%. Да и общий уровень загрузки отелей Петербурга остается не слишком высоким. Гостиницы среднего уровня в северной столице по итогам 2013 года оказались заполнены только на 67%, верхнего - чуть более 60%, а люксового – всего на 52%. Причем в люксовом сегменте Петербург по уровню загрузки своих гостиниц значительно проигрывает Москве, в которой этот показатель на 23% выше. По оценке экспертов, замыкает тройку причин, препятствующих росту турпотока в Питер, необходимость получать российскую визу: для иностранца из ЕС или США, привыкшего ездить по миру без нее, это становится аргументом в пользу другого направления. К примеру, директор по продажам и маркетингу «Гранд Отель Европа» Екатерина Андреева уверена, что безвизовый режим на 72 часа для различных категорий туристов наряду с увеличением числа авиарейсов и появлением прямых маршрутов по воздуху в США вполне могли бы увеличить въездной турпоток из-за рубежа.

    Что можно сделать? По мнению руководителя компании «Лора Трэвел» Николая Уржумцева, одной из главных проблем Петербурга как туристской дестинации остается низкая возвратность. «В первый раз турист обычно хочет получить «стандартный набор», а впоследствии – расширять его за счет индивидуализации программы. – полагает он. - Поскольку большинство гостей второй раз в Петербург так и не приезжает, новые объекты показа остаются невостребованными». При этом представляющая компанию «Верса» Мария Буторина замечает, что «цена на них подчас не конкурентна по сравнению со стандартными предложениями», и поэтому гости, как правило, ограничиваются тем, что обычно понимают под понятием «наследие Романовых». Однако профессионалы уверены: иного пути, кроме как вместе заинтересовывать потенциальных туристов новинками, нет. Желание сотрудничать имеется – об этом говорят и представители музеев, и отелей, и турбизнеса.

    Please publish modules in offcanvas position.